МОЛОДОЙ ДОСТОЕВСКИЙ

И если мы отвечаем себе: да, дол­жен был появиться художник, который не мог не расска­зать об этом, — то это значит, что художник восполнил существовавший до него пробел, открыл, объяснил нам какую-то правду жизни, правду человеческой души, не объясненную до него. Значит, это — крупный художник.

«Бедные люди» показали сильное тяготение автора к трагическому. Этот социальный роман является социальной трагедией. Всегда будет потрясать сердце чита­теля трагическая развязка, в которой так ясна неизбеж­ность гибели обоих героев — чудесных, светлых людей, об­ладавших таким несметным богатством души! Сколько в этой развязке гениальных художественных, психологи­ческих деталей, выражающих потрясение героев, с необы­чайной силой передающих нам чувство той бескрайней холодной пустыни мира, в которую они брошены!

<…>

Холод жизни, ожидающий Вариньку, кажется, физи­чески ощущается нами… Замечательно, что слова, кото­рые кажутся лишь выражением растерянности Макара Алексеевича: вам никак невозможно ехать, — выражают настоящую правду: конечно, Вариньке никак невозможно ехать с г. Быковым. Речь идет о ее жизни.

По привычке Макар Алексеевич и тут бегает по пору­чениям Вариньки, покупает ей тряпки для свадьбы.

Названия этих тряпок в переписке двух друзей наполнены тем глубочайшим трагическим подтекстом, который трудно поддается точному переводу на язык логики, — ведь и в языке искусства есть кое-что не­переводимое, — но зато смысл, значение этого под­текста бесконечно понятно и близко читателю и без «перевода».

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

HTML tags are not allowed.