МОЛОДОЙ ДОСТОЕВСКИЙ

нет ничего ужаснее, как жить не в своей среде! Это спо­собно привести человека к безумию.

Судя по упомянутым записям Достоевского к «Двой­нику», писатель собирался поднять и расширить интел­лектуальные возможности, значение героя своей «поэмы», не отступая от общего трагикомического тона и коло­рита, не изменяя характера героя.

Очень интересно, что в этих записях развивается и столь важный для творчества Достоевского наполеонов­ский мотив. В полную силу он зазвучит в «Преступлении и наказании». Так же как для Пушкина, Гоголя, JI. Тол­стого, — образ Наполеона являлся и для Достоевского воплощением буржуазного человека, с его цинизмом, без­душным эгоизмом, культом насилия, презрением к челове­ческой личности, человеческой жизни. Вся суть страш­ного раскольниковского «эксперимента» и заключалась в «примеривании» к себе самому наполеоновского образа: сможет ли, сумеет ли он, Родион Раскольников, стать человеком наполеоновского склада?

В записях 1862 года мы встречаем мечту г. Голядкина сделаться Наполеоном. Разумеется, он мечтает об этом вместе с г. Голядкиным-младшим.

«Двойник» вопиет о том, что раздвоенность — мучи­тельнейшая болезнь, что с нею нельзя жить, а можно только сходить с ума.

Голядкин осознает всю дрянь в своей душе, объекти­вируя ее в самостоятельном образе, и, вместе с тем, готов идти на компромисс с дрянью своей души, подчиняться ей, он робеет перед нею. Это и есть то свойство героев Достоевского, которое Н. К. Михайловский довольно метко и зло назвал гермафродитизмом чувства.

Голядкины-младшие — это те, кто убивают Голядкиных-старших, «подменяют» их, вытесняют из жизни, и, вместе с тем, это те, кем хотели бы стать Голядкины- старшие. Палач и жертва заключены внутри самого г. Го­лядкина. Такова трагедия промежуточных социальных слоев.

Эта значительная тема, однако, в очень большой мере была перенесена автором «Двойника» ив сферы социаль­ной в сферу психопатологическую. Психопатология как таковая — область клинициста, а не художника. В «Двой­нике» она приобретает слишком часто самодовлеющее значение. Это ослабило и художественное и социальное

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

HTML tags are not allowed.