ЭВОЛЮЦИЯ ТВОРЧЕСКОГО ОБЛИКА В. Ф. ОДОЕВСКОГО

В обширном архиве Владимира Федоровича Одоевско­го была обнаружена следующая запись: «Обыкновенно думают, что от книг переходят мысли в общество. Так! Но только те, которые нравятся обществу; не нравящие­ся обществу мысли падают незамеченными. Большею частию книги (кроме книг гениальных, весьма редко появ­ляющихся) суть лишь термометр идей, уже находящихся в обществе»*. Слова эти показывают, насколько интере­совало Одоевского читательское восприятие творчества писателя, его общественной роли и значения, проблема писательской судьбы.

Одоевскому часто приходилось сталкиваться с равно­душием или откровенным непониманием читателей и со­временной ему критики. Лишь некоторые результаты его работы получали ту или иную оценку, далеко не всегда отражавшую глубинную связь идейной насыщенности и художественного воплощения произведений этого пи­сателя.

Чаще всего критика удивлялась разноликости, много­сторонности творчества Одоевского и отступала перед за­гадочностью и замкнутостью этого самобытного дарова­ния. «Князь В. Ф. Одоевский в наше время есть самый многосторонний и самый разнообразный писатель в Рос­сии… Создавши множество своеобразных форм изложения истин, он обнаружил в себе писателя независимого и оригинального» **,— писал в1844 г. П. А. Плетнев, рецен­зируя итоговое для писателя трехтомное собрание сочи­нений.

*              Русский архив. СПб., 1874, кн. II, стлб. 25.

**            Плетнев П. А. Сочинения и переписка. СПб., 1885, т. II, с. 461— 462.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

HTML tags are not allowed.