МОЛОДОЙ ДОСТОЕВСКИЙ

сторонами, от поэзии к клинике, от реализма к психиатри­ческому натурализму. Недаром в тогдашней критике писали, что это — «история сумасшествия, разаналитированного, правда, до крайности, но тем не менее отврати­тельного, как труп» *.

Сумасшествие Поприщина, все проявления его рас­строенного воображения полностью социальны, насыщены высокой социальной трагедией. Поэт не углубляется в клинику, хорошо зная, что это не его дело. Достоевский никогда не мог твердо отграничить искусство от психо­патологии. Верно оказал Аполлон Григорьев, что «За­писки сумасшедшего» внушают читателю возвышенную печаль, в то время как «Двойник» создает впечатление принижения человека.

Очень важно замечание Белинского, смысл которого таков: рассказчик настолько слился с героем, что трудно понять — где кончается реальная действительность, пред­ставителем которой всегда должен являться художник, а где начинается бред, больная фантастика. Критик вплот­ную подошел к главному, коренному недостатку всего творчества писателя, но не смог еще тогда полностью понять и определить его: для полного понимания этой слабости творчества Достоевского необходимо знание его последующих произведений. Смысл замечания Белинского об излишнем слиянии автора со своим героем в сущности заключается в указании на субъективизм Достоевского. Но критику еще представлялось, что Достоевский целиком продолжает гоголевские традиции «объективного созер­цания явлений жизни», то есть реалистического воспро­изведения действительности; Белинскому казалось, что слияние автора «Двойника» с героем — лишь художе­ственная ошибка молодого писателя, но что по сути в «поэме» проявляется способность художника «пересе­ляться в кожу другого, совершенно чуждого ему суще­ства». Между тем в этом полном слиянии, при котором авторская позиция стерлась и мы остались глаз на глаз, наедине с сумасшедшим, и проявились те особенности творчества Достоевского, которые дали полное право кри­тике всех лагерей признать его субъективнейшим писа­телем.

[1] «Финский вестник», т. IX, стр. 30.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

HTML tags are not allowed.