МОЛОДОЙ ДОСТОЕВСКИЙ

ную рабу русскую красавицу, тут и чернокнижие… Но романтическая форма хороша там, где характеры силь­ные, цельные, где есть манящая загадочная широта жизни, как в лермонтовской «Тамани»… В «Хозяйке» же романтическая форма связывается с больным характером безвольной героини, с импотенцией чувств, — уже одно это противоречие между романтической формой и ни­чтожным, слабым характером идеализируемой, романти­зируемой героини эстетически убивало произведение.

Несомненно, что «Хозяйку» Достоевский писал под влиянием «Страшной мести». Это находит подтверждение и во взаимоотношениях и характерах всех трех главных действующих лиц, в самой их расстановке, в том поэтиче­ском значении, которое хотел придать им автор, и в стре­млении к напевности поэтической речи, к стилизации народного эпического творчества (в отличие от Гоголя, у которого нет никакой стилизации, а есть органический стиль народной поэзии), и в родстве ситуаций, картин (например, романтически-мрачная ночь, река, лодка), и во многом другом. Сами взаимоотношения старого кол­дуна и «хозяйки» напоминают взаимоотношения старого колдуна и пани Катерины в «Страшной мести»; образ колдуна возникает перед гоголевской героиней то как образ ее отца, то как образ ее чудовищного преступного любовника. Кстати сказать, иначе, чем влиянием «Страш­ной мести», невозможно и объяснить столь неожиданное вторжение романтически-эпической стилистики в творче­ство Достоевского, которое, за исключением этого един­ственного случая, всегда оставалось совершенно чуждым какой бы то ни было романтической и народно-эпической струе. Влияние же Гоголя на молодого Достоевского было настолько сильным и любовь к Гоголю у юного писателя была так велика, что он попробовал проник­нуться и народно-эпической поэтикой «Страшной мести». Однако бесхарактерность противопоказана эпической поэзии. Она требует характеров цельных, героических, действительно народных, подобных Даниле Бурульбашу, этому предшественнику Тараса Бульбы. Не с ордыновской бесхарактерностью, бессильной раздвоенностью было браться за эпическую традицию! Это и явилось главной причиной провала «Хозяйки», представляющей собою не развитие гоголевских традиций, а эпигонство. Подражать эпической поэзии без какой бы то ни было эпической

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

HTML tags are not allowed.