МОЛОДОЙ ДОСТОЕВСКИЙ

стороны; уход от реализма в субъективизм, подмена со­циальной темы субъективистским психологизмом, порою переходящим в психопатологию, принижение человека — с другой стороны. Действительность, те или другие идей­ные влияния могли поддержать, усилить ту или другую из этих возможностей… Борьба этих двух тенденций про­должалась и во всем последующем творчестве писателя. «Хозяйка» означала полное эстетическое поражение мо­лодого художника в результате отхода от реализма. Бу­дут у Достоевского и в дальнейшем подобные провалы и поражения, вроде «Вечного мужа». Правда, сплошные поражения, когда уродцем оказывается целое произведе­ние, являются редкими исключениями. Но немало пора­жений внутри даже наиболее замечательных произведе­ний писателя — поражений, коренящихся все в том же антиреалистическом устремлении, усиленном в дальней­шем ложными, реакционными идеями.

Силен социальный мотив в таких замечательных реа­листических произведениях раннего Достоевского, как его прекрасные, высокопоэтические «Белые ночи», рассказы «Слабое сердце», «Господин Прохарчин».

«Белые ночи», с их удивительно светлой атмосферой мечты о счастье, фантастичностью этой мечты, волшебной и призрачной, как сами эти странные ночи; эта истинная поэма с ее тоской об отнятой у людей действительной жизни, подмененной бесплодным одиноким мечтатель- ством; эта тема глубокой ненормальности, уродливости такого мечтательства, убийства живой жизни, и невозмож­ности для одинокого мечтателя вернуться к действитель­ности; чудесный образ милой девушки, полной жизни и любви, остающейся лишь волшебным призраком, пома­нившим на мгновение; овеянные горькой поэзией картины Петербурга — все говорило о том, каким тонким лири­ческим поэтом был Достоевский.

В письме к своему любимому старшему брату Ми­хаилу, в ноябре 1846 года, Достоевский делится своими мечтами о жизни, какой он хотел бы для себя:

«Потом независимость положения и, наконец, работа для святого искусства, работа святая, чистая, в простоте сердца…»

Да, если бы жизнь дала ему возможность такой ра­боты, святой и чистой, в простоте сердца, для святого искусства, для любимых им бедных людей — без служе­-

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

HTML tags are not allowed.