МОЛОДОЙ ДОСТОЕВСКИЙ

Исходы, решения человеческих судеб в этих произведениях трагичны. Люди гибнут, сходят с ума. Обилие персонажей, стоящих на грани помешательства или переступающих эту грань, ко­нечно, нельзя было бы объяснять только особым тяготе­нием автора к психопатологии. У Достоевского было чув­ство фантастического безумия самой действительности, доводящей людей до сумасшествия.

В статье «Забитые люди» Добролюбов сказал:

«В произведениях г. Достоевского мы находим одну общую черту <…> это боль о человеке, который признает себя не в силах или, наконец, даже не вправе быть человеком на­стоящим, полным, самостоятельным человеком, самим по себе. «Каждый человек должен быть человеком и отно­ситься к другим, как человек к человеку» — вот идеал, сложившийся в душе автора помимо всяких условных и парциальных (партийных. — В. Е.) воззрений, по-видимому, даже помимо его собственной воли и сознания, как-то a priori, как что-то составляющее часть его соб­ственной натуры. <…>»

Заслугу Достоевского Добролюбов видел в том, что в «забитом, потерянном, обезличенном человеке он откры­вает и показывает нам живые, никогда не заглушимые стремления и потребности человеческой природы, выни­мает в самой глубине души запрятанный протест лично­сти против внешнего, насильственного давления и пред­ставляет его на наш суд и сочувствие».

В.В. ЕРМИЛОВ

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

HTML tags are not allowed.