ХУДОЖЕСТВЕННОЕ НАСЛЕДИЕ Н. С. ЛЕСКОВА В СОЗНАНИИ ПОКОЛЕНИЙ (от современников до Горького)

и имел для Лескова крайне печальные последствия. Имя Лескова стало предметом самых оскорбительных подозре­ний. По собственному свидетельству Лескова, при его по­явлении в обществе люди брали шапки и уходили вон; в ресторанах нарочпо при нем ругали автора „Некуда“…» 15.

Такая реакция понятна. Новый, демократический чи­татель 60-х годов, настроенный, как правило, в духе от­рицания существовавших порядков (не случайно среди привлеченных по обвинепию в «государственных преступ­лениях» в начале 60-х годов насчитывалось около 75% разночинцев 16), определял в то время «общественное мнение».

Общественное мнение с осуждением относилось ко всякому произведению, в котором подвергались сомнению пли тем более искажению идеалы молодого поколения.

Между тем в 60 — начале 70-х годов появляется по­ток произведений подобного рода, вызвавший возмущение прогрессивной общественности. Вслед за романом Писем­ского «Взбаламученное море» (1863) появляется «Маре­во» В. П. Клюшникова (1865), «Поветрие» В. П. Авена­риуса (1867), «Панургово стадо» (1869) и «Две силы» (1874) В. В. Крестовского, изданные отдельной книгой под общим названием «Кровавый пуф», «Марина из Алого Рога» Б. Маркевича и др. К этим же произведениям при­числяли роман И. С. Тургенева «Отцы и дети» (1861), роман И. А. Гончарова «Обрыв» (1869) и упоминаемые романы Н. С. Лескова.

Сейчас кажется очевидным, что перечисленные произ­ведения имеют очень разное отношение к «антинигили- стической» теме. Никто из вдумчивых исследователей сегодня не поставит в один ряд «Некуда» Лескова и «Ма­рево» В. П. Клюшникова, гончаровский «Обрыв» и «Па­нургово стадо» В. В. Крестовского. Но для пас важно, по­чему современники нередко сближали эти произведения.

Все объясняется, во-первых, тем, как старались «по­вернуть» тему «нигилизма» реакционные писатели, во- вторых, решительным стремлением демократической об­щественности отмежеваться от наветов, возводимых на молодежь ретроградной литературой, наконец, известной сложностью характера даже тех «нигилистов», которые

 15 Либрович С. Ф. На книжном посту. Пг.; М.: Изд-во т ва

М. О. Вольф. 1916, с. 210—215.

16 В. И. Ленин и русская общественная мысль. М., 1969,

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

HTML tags are not allowed.