ХУДОЖЕСТВЕННОЕ НАСЛЕДИЕ Н. С. ЛЕСКОВА В СОЗНАНИИ ПОКОЛЕНИЙ (от современников до Горького)

горсть людей, полюбивших добро и возненавидевших ложь» 21.

Райнер, как справедливо заметил М. Горький, похож на Рахметова («Что делать?» Чернышевского), в герое Лескова запечатлены замечательные черты революцио­нера, открыто и страстно выступающего против всего, что может скомпрометировать идею революции. Лиза Бахарева — «истинный тип современной живой девушки» 22 — и добрый чудак Юстин Помада воплотили стихийное стремление к справедливости, игравшее заметную роль в формировании общественных настроений эпохи.

Заметим также, что наряду с тенденциозными и нату­ралистическими зарисовками «антинигилистические» ро­маны Лескова включали и замечательно верные картины жизни провинциальной России, петербургской и москов­ской жизни.

Роман «На ножах», антинигилистический «заряд» ко­торого несомненен, является вместе с тем и антибуржуаз­ным романом, в котором изображаются типические мо­шенники-буржуа вроде Павла Горданова или цинические дельцы-хищники вроде Кишенского. Эта сторона «анти­нигилистических» романов Лескова, как правило, оста­валась в тени. Такое полное отрицание романов Леско­ва имело свою социально-психологическую основу, свои исторические причины и свое, так сказать, историческое оправдание.

Позитивных сторон романов словно не замечала лите­ратурная общественность, охваченная единым порывом (по-разному осознаваемым) разделаться со старым обще­ством, прийти к новой жизни, новым отношениям…

В 60-е годы Лесков воспринимался большинством чи­тателей и критиками прежде всего как антинигилист. И хотя в это время Лесков создал и «Житие одной бабы» (1863), и «Леди Макбет Мценского уезда» (1865), и «Во­ительницу» (1866), и рассказы, в которых обнаружива­лось не только знание быта и характеров, но и яркий де­мократизм, проявлявшийся как в сфере, так и в характере изображения, тем не менее в оценках читателей и крити­ков 60-х годов он был прежде всего автором романов «Не­куда» и «На ножах», истолкованных как выпад против революционной демократии и вообще революционной Рос­-

[21]              Лесков Н. С. Собр. соч., т. 2, с. 137.

[22]              Шелгунов Н. В. Литературная критика. Л., 1974, с. 202.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

HTML tags are not allowed.