ХУДОЖЕСТВЕННОЕ НАСЛЕДИЕ Н. С. ЛЕСКОВА В СОЗНАНИИ ПОКОЛЕНИЙ (от современников до Горького)

скова, несмотря па отрицательное к нему отношение. Ведь роман лишь при жизни писателя был переиздан пять раз 37. А после выхода «На ножах» один из самых суровых критиков Лескова — Ф. М. Достоевский сооб­щал в письме А. Н. Майкову об этом произведении: «Ни­гилисты искажены до бездельничества, — но зато отдель­ные типы! Какова Ванскок! Ничего и никогда у Гоголя не было типичнее и вернее. Ведь я эту Ванскок видел, слы­шал сам, ведь я точно осязал ее. Удивительнейшее лицо! Если вымрет нигилизм начала шестидесятых годов, то эта фигура останется на вековечную память. Это гени­ально!.. Удивительная судьба этого Стебницкого в нашей литературе. Ведь такое явление, как Стебницкий, стоило бы разобрать критически да и посерьезнее!» 38. Итак, указывая на тенденциозность лесковского замысла, До­стоевский признавал яркость и верность ряда характеров романа, считал Лескова значительным явлением в лите­ратуре, призывал посерьезнее разобраться в его творче­стве. Несомненно, что эту мысль Достоевский высказывал не только в письме. Но призыв Достоевского не нашел от­вета у Майкова. Критика предпочитала «распространять­ся» по поводу лесковского «антинигилизма». По едино­душному приговору этой критики Лесков должен был оставаться автором «Некуда», понимаемого как прежде всего реакционное и к тому же заведомо ложное произ­ведение.

В полном соответствии с этим приговором Н. Михай­ловский в 1873 г. судит, например, и такой шедевр, как роман «Соборяне», замечая в нем прежде всего и только «антинигилизм» и бичуя «ту инсинуационную, плоскую литературу, представителем которой можно признать хоть г. Стебницкого, показавшего в своих „Собраниях», что для него не существует предел „Некуда». Я рекомендо­вал бы „Маляру» или „Будильнику» изобразить ряд пере­ходных форм от Базарова до героя „Соборян», Термосе- сова, который есть уже просто каторжник» 39.

Однако А. Скабичевский, почти в унисон с Писаревым, отметив, что в «Некуда» лишь ряд карикатур, в которых ни тени жизненной правды40, все же обозначает смысл лесковского направления мысли. Это суждение представ-

[37]              1865, 1867, 1879, 1887, 1889 гг.

[38]              Достоевский Ф. М. Письма. М.; Л., 1930, т. 2. с. 320—321.

[39]              Михайловский Н. К. Соч. СПб, 1896, т. I, с. 819.

[40]              Скабичевский А. Собр. соч. СПб, 1895, т. I, с. 36.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

HTML tags are not allowed.