ХУДОЖЕСТВЕННОЕ НАСЛЕДИЕ Н. С. ЛЕСКОВА В СОЗНАНИИ ПОКОЛЕНИЙ (от современников до Горького)

ченный от прогрессивной литературы, он постепенно за­воевывал интересы и внимание читателей своими яркими повестями и рассказами. Некоторые же из них, особенно «Соборяне» (1872), «Запечатленный ангел» (1873), «Очарованный странник» (1874), заставили даже иных убежденных хулителей Лескова посмотреть на него дру­гими глазами. Журнал «Новое время» с удовлетворением отметил, что в «Запечатленном ангеле» нет «злокознен­ных нигилистов» 44, а В. Буренин, правда с оговорками, позволил себе выступить с некоторою похвалою в адрес писателя: «…относительно формы повести я позволю себе высказать слово похвалы. Говорю „позволю себе“, потому что г. Лесков имеет такую литературную репутацию, что хвалить его есть своего рода смелость…» 45.

Создавалось странное противоречие, ибо критическое отношение писателя к русской пореформенной действи­тельности и его очевидная солидарность интересам широ­ких народных масс, иногда почти в духе Гл. Успенского, М. Е. Салтыкова-Щедрина и Н. Некрасова, хотя и не полу­чали сочувственного отклика прогрессивной журналисти­ки, были созвучны настроениям демократической части общества, продолжавшего «официально» считать Лескова «антинигилистом». Для этого были, правда, и некоторые поводы: рассказы «Очарованный странник», «Левша» и «Тупейный художник» «соседствовали» с «антинигилистическими» сценами «Соборян» и беглыми «антинигилистическими» выпадами в «Леди Макбет Мценского уезда».

И все же авторитетные литераторы вроде И. А. Гонча­рова признавали растущий интерес и внимание к Лескову- художнику. В материалах заготовок одной из своих статей 1874 г. Гончаров заметил: «… „Соборяне» Лескова… обош­ли и обходят весь „beau monde“ и встречают живое участие»46. Это «живое участие» отразила и пресса. Газета «Русский мир» отнесла центральный образ «Со­борян» к «категории вечных, то есть таких, которые не­зависимо от всякой литературной моды никогда не забудутся»47, а «Биржевые ведомости», хотя не без оговорок, отмечали художественную силу ряда сцен и реалистическую живость изображения 48.

[44]              Новое время, 1873, № 55, 28 февр.

[45]              Санкт-Петербургские ведомости, 1873, № 61, 3 марта.

[46]              Гончаров И. А. Собр. соч. М., 1955, т. 8, с. 177.

[47]              Русский мир, 1872, 116, 6 мая.

[48]              Биржевые ведомости, 1872, № 296, 31 окт.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

HTML tags are not allowed.