ХУДОЖЕСТВЕННОЕ НАСЛЕДИЕ Н. С. ЛЕСКОВА В СОЗНАНИИ ПОКОЛЕНИЙ (от современников до Горького)

Но даже при обнаружившейся перемене отношений к творчеству Лескова он оставался «автором „Некуда»» 49 и ему не без намека на прошлые произведения советова­ли «обойтись без нигилистов и без поляков и даже без Тсрмосестова и Борноволокова» 50, его резко осуждали за искаженное изображение «вторых лиц», нигилистов, кото­рые «составляют величайший непоэтический грех нашего автора: это не только не типы, это даже не карикатуры… нет, это просто созданья какого-то кошмара» 51.

И все же, как свидетельствует А. Фаресов, публика «зачитывалась его „Соборянами»», и «автор слышал со исех сторон похвалы себе» и тут же приводит мнение одного читателя из Самары, высказанное в письме Леско- иу по выходе «Соборян»: «…давно не читывал ничего подобного… интересно, как отзовется наша журналистика, паша критика об этом произведении вашем» 52.

К концу 70-х годов «антинигилистические» страсти несколько утихли. Мысль о народе, глубокий патриотизм демократического толка обусловили прочные внутренние связи Лескова с прогрессивной литературой 70—80-х го­дов, связи, существующие как бы вопреки «традицион­ным» критическим оценкам Лескова-писателя. Ведь в «своем споре с революционными демократами Лесков опирается на демократизм же, но только лишенный рево­люционного содержания» 53. Это обстоятельство приводило к ряду парадоксальных и в то же время знаменательных суждений поздних критиков. Например, Пл. Краснов писал, что Лесков «занимается именно жизнью отдельных людей, вне их связи с общественными условиями» и «отличается отзывчивостью в своих произведениях на все сколько-нибудь значительные общественные события»54 Противоречивые высказывания свидетельствовали не только о сложности художественного наследия Лескова,

[49]              Санкт-Петербургские ведомости, 1872, № 162, 16 июня.

[50]              Биржевые ведомости, 1872, № 296, 31 окт.

[51]              Гражданин, 1872, № 4, 22 янв.

[52]              Фаресов А. И. Умственные переломы в деятельности Н. С. Лес­кова.— Исторический вестник, год тридцать седьмой, 1916, март, с. 791.

[53]              Столярова И. В. Общественная и литературная позиция Н. С. Лес­кова в конце 1860-х — начале 1880-х годов.— В кн.: Вестник ЛГУ, № 2. Сер. языка и литературы, 1961, вып. 1, с. 121.

54 Краснов Пл. Чуткий художник и стилист. — Труд. Вестник литературы и науки, 1895, № 5, с. 448, 452.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

HTML tags are not allowed.