ХУДОЖЕСТВЕННОЕ НАСЛЕДИЕ Н. С. ЛЕСКОВА В СОЗНАНИИ ПОКОЛЕНИЙ (от современников до Горького)

Наконец, Горький глубже многих оценил вели­кое художественное завоевание писателя, воссоздавшего жизнь через плетение кружева живой народной речи, передававшего через речь, так сказать, «коллективное сознание» народа.

Все это дало Возможность Горькому увидеть в Лескове большого художника и, исторически подойдя к его твор­честву в целом, утверждать, что отлучение Лескова от демократической литературы после первых известных ли­тературных выступлений — это был «удар в сердце, совершенно незаслуженный им» 80.

Это вовсе не означало, что Горький не заметил анти­нигилистических черт «Некуда» и «На ножах». Но он сумел подойти к этим произведениям исторически, отме­тил, что в изображении нигилистов Лесков допустил серьезную ошибку: «Видя в новых людях, что они несли от прошлого, он просмотрел в них ценное для будущего» 87.

Вместе с тем именно Горький не только отметил, что па последнем этапе творчества Лесков испытывал влия­ние Толстого как «выразителя реакционных течений рус<ской> мысли» 88, но и сумел оценить стихийный пафос его незаурядных героев — «странников»: «Такие „странники»,— писал Горький в 1924 г.,— есть и в совре­менной жизни,— революция не убавила, но умножила их число… Это люди неиссякаемой, фантастической энергии, которую раньше им некуда было приложить, и, лишен­ные возможности делать историю, они творили анекдоты. Вполне допустимо, что в близком будущем они начнут создавать русскую историю… приложив свой артистизм и свою энергию к практике жизни» 89.

[86] Горький М. Н. С. Лесков: Несобранные литературно-критические

статьи, с. 86.

87 Там же, с. 87.

88 Горький А. М. История русской литературы, с. 286.

89 Архив А. М. Горького, М.: Наука, т. 12.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

HTML tags are not allowed.