ХУДОЖЕСТВЕННОЕ НАСЛЕДИЕ Н. С. ЛЕСКОВА В СОЗНАНИИ ПОКОЛЕНИЙ (от современников до Горького)

В сравнении с односторонне «преподнесенными», а в некоторых чертах и порожденными обеспокоенной фанта­зией Лескова героями книг «Некуда» и «На ножах», теми героями, которые действовали по определенным автором социальным «схемам»,— многочисленные романтически окрашенные, полусказочные герои Лескова (вспомним о Головане, например: «Он сам миф, а история его — ле­генда») производили сильное впечатление своим народ­ным колоритом, благородным самоотвержением и жизненной убедительностью своих порывов. Самый характер действий и поступков этих героев, зачастую «чудаческих» и «странных», был понятней, ближе и чувствам, и устрем­лениям современников, чем многие из идеальных героев, которых в избытке создавала народническая беллетристика.

Вместе с тем и в эпоху общественного перелома (1880—1895), и позже, когда в 900-х годах, по словам А. М. Горького, «настало время нужды в героическом»90, п в предреволюционное десятилетие духовного брожения, требовавшего от писателей особенной исторической про­ницательности, своеобразного «сопереживания с исто­рией»,— творчество Лескова, одухотворенное искренним желанием «всечеловеческого» счастья, утверждением достоинства всякого имеющего «человечкину душу», проникнутое знанием России и любовью к ней, не могло не привлекать внимания читателей.

Направленность творчества Лескова, во многом опреде­лявшая значение писателя в сознании поколений, была впервые подытожена М. Горьким. Он верно заметил, что все герои Лескова объединены одною думой — думой «не о судьбе лица, а о судьбе России» 91.

В. Ю. Троицкий

90 Письмо А. П. Чехову (1900).—В кн.: Горький М. Письма о литературе. М., 1957, с. 39.

91 Горький М. История русской литературы, с. 276.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

HTML tags are not allowed.