ЭВОЛЮЦИЯ ТВОРЧЕСКОГО ОБЛИКА В. Ф. ОДОЕВСКОГО

Расставание писателя с романтическим любомудрием 20-х годов происходило медленно и трудно. В творчестве Одоевского ощущается некая инерция. Старая манера повествования давала себя знать и в апологах, и в фи­лософических трактатах, помещаемых им в журнале любомудров «Московский вестник». Эта творческая инерция и обратила на себя внимание критики и читателей.

В то же время поиски нового пути в литературе не прекращались Одоевским. Уже к январю 1829 г. он пере­смотрел принципы своей художественной манеры. Одоев­ский пишет Погодину: «Удалившись на время от ли­тературы и приготовившись издать большой труд («Пестрые сказки».— В. С.), мне совсем не хотелось на­поминать о себе публике старыми грехами»*. Однако выпущенная им в1833 г. книга «Пестрые сказки» снова произвела на современников двойственное впечатление, ибо содержала и «старые грехи» — дидактические и ал­легорические повести-сатиры и апологи («Просто сказка» и др.), и новаторские произведения — повести о чиновни­ке Отношенье и о мертвом теле.

Спор по поводу «Пестрых сказок» был по существу спором критиков-романтиков о путях развития русской романтической прозы и ее основного жанра — повести. В этом споре выявились разногласия между разными те­чениями внутри русского романтизма. К тому же сама книга Одоевского была не только примечательна и важ­на, но и намеренно полемична.

*              РО ГБЛ, ф. 231 (Пог/Н), карт. 47, № 74, л. 1.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

HTML tags are not allowed.