ЭВОЛЮЦИЯ ТВОРЧЕСКОГО ОБЛИКА В. Ф. ОДОЕВСКОГО

Самым развернутым и принципиальным откликом на выход «Пестрых сказок» была статья-рецензия Н. А. По­левого в «Московском телеграфе». Статья эта, примеча­тельная как своего рода литературный манифест одного из течений русского романтизма, к тому же интересна сама по себе. Она соотносится с другими, более резкими и откровенными высказываниями об Одоевском, разъяс­няющими позицию писателей-романтиков, группировав­шихся вокруг Полевого.

Полевой назвал «Пестрые сказки» холодной, лишен­ной сильных чувств «кукольной комедией», где аллегори­ческая форма не соответствует смыслу нравоучения и где и родят не сильные, смелые романтические герои, а «фан­тастические уроды». О сказках Одоевского в рецензии сказано решительно: «Они холодны и по вымыслу, и по рассказу. Ни одной смелой, молниеносной истины, ни од­ного поэтического воззрения нет в них» *. Отметил По­левой и отсталость жанра аполога: «Автор возвратился к забытому, не сообразному с нашим временем роду распространенной басни»**. В книге Одоевского рецен­зент не обнаружил «чистой, светлой, любящей души» ***. Полевой отметил, что повесть «Сказка о мертвом теле, неизвестно кому принадлежащем» «отличается исти­ною» ****.

* Московский телеграф, 1833, № 8, с. 579.

** Там же.

*** Там же, с. 581.

**** Там же, с. 577.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

HTML tags are not allowed.