ЧЕХОВ (личность, творчество)

теля), не избежал в последних главах книги противоре­чия собственной концепции: обратив внимание на сочув­ственное изображение Чеховым «слабых» людей (в то время как в действительности ему больше нравились «люди подвига»), Чуковский объявил, что между лично­стью и творчеством Чехова есть разлад. В литературе о Чехове эта точка зрения подвергалась справедливой критике.

При всей точности непосредственной характеристики чеховского таланта в работах Дермана и Чуковского эти почтенные авторы, как только речь заходит о проблемах генезиса искусства, оказываются бессильными перед тай­ной личности художника, перед сложностью и богатством творческой натуры. Односторонность всегда приводит к затемнению облика, «светлая» она, как у Чуковского, или «темная», как у Дермана, — не имеет большого значения.

Подлинное представление о писателе и, следовательно, его научная биография пе могут быть основаны ни на противопоставлении «мастера» и «ученого», ни на сбли­жении их, если при этом не будут соблюдены должный такт и осторожность. На пути к постижению рассматри­ваемого художественного феномена предстоит, таким об­разом, освободиться не только от обильного мемуарного глянца на нем (или клеветы), но и от предвзятых суж­дений ученых.

Наш современник, ища у Чехова подтверждения сво­им нравственным исканиям, обращается в равной мере к его частным письмам (сколько суждений из них вошло в обиход! Назовем только знаменитый, упоминавшийся в дневнике Марка Щеглова «кодекс» воспитанного челове­ка из письма Чехова к брату-художнику Николаю Пав­ловичу), к его художественным текстам («в человеке должно быть все прекрасно: и душа, и одежда, и лицо, и мысли»), к страницам его записных книжек («Все мы народ, и все то лучшее, что мы делаем, есть дело народ­ное» или «Желание служить общему благу должно непре­менно быть потребностью души, условием личного сча­стья…»). Наше внимание притягивает к себе весь ком­плекс духовного богатства и душевной красоты человека вместе с его искусством, называемый Чехов.

Особая близость Чехова к людям нашего времени от­мечалась много раз. Впечатление о Чехове как о лично­сти, близкой и «доступной», а не как о человеке-монументе, возвышающемся на пьедестале над всеми нами,

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

HTML tags are not allowed.