ЧЕХОВ (личность, творчество)

стрел мирной демонстрации 9 января1905 г. открыл летопись событий начавшейся революции. Художествен­ным произведениям писателя, увековечившего себя тем, что он уловил настроение русского общества накануне ре­волюции1905 г., не довелось быть в центре внимания массы читателей во время революции. Если обильные ме­муарные публикации, как говорилось, попадали в поле зрения читателей, следивших за ходом военных и револю­ционных событий, то первый посмертный том собрания сочинений в издании А. Ф. Маркса (т. XI), куда вошли «Дама с собачкой», «В овраге», «Рассказ старшего садов­ника», «Архиерей», «Невеста», начатые, но незавершен­ные рассказы, появился только в1906 г. и не получил откликов в печати. Первые собрания отзывов критики о Чехове, дававшие возможность судить об основных нап­равлениях интерпретации его творчества (в1904 г.— ра­боты И. П. Лыскова, А. Г. Фомина, в1907 г.— объеми­стый том «Антон Павлович Чехов. Его жизнь и сочинения», подготовленный В. Покровским), оставались в сфере внимания сравнительно узкого круга ценителей Чехова, сохранявших постоянный интерес к нему.

Для широкого читателя Чехов как художник несколь­ко отошел в сторону в эти бурные годы. Такие эпизоды, как постановка «Вишневого сада» в Александринском театре (осень 1905 г.), в котором монологи Пети Трофи­мова отвечали революционному настроению молодежи 35, были редки, и в целом не было ощущения созвучия, че­ховского творчества энергическому духу предвиденной писателем революции. В большевистском журнале «Правда» в разгар революции появилась статья В. В. Во­ровского «Лишние люди» 36, в которой была дана суровая оценка чеховским героям-интеллигентам, с пассивной по­корностью примиряющимся со злом. И лишь как возмож­ность выхода из тупика, в котором живут эти повые «лишние люди», Боровский давал совет молодым людям вроде героев пьесы «Вишневый сад» Ани и Пети Трофи­мова «сжечь свои корабли», «разлюбить вишневые сады» и перенести «поэзию и мысль» из обстановки этих садов «в обстановку труда». Это был максимум, отвечающий новым задачам искусства на том этапе освободительного движения.

[1]              См.: Ходотов Н. Н. Близкое-далекое. М.; JI. 1962, с. 172.

[1]              Правда, 1905, № 7, с. ИЗ—114 (подпись Ю. Адамович).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

HTML tags are not allowed.