ЧЕХОВ (личность, творчество)

числе к драматургии Чехова в трактовке МХАТа, совпа­дал с официальным мнением организаторов советского те­атра, отраженным в репертуаре, рекомендованном теат­ральным отделом Наркомпроса. В чеховской части репер­туара на 1919 г. значились «Вишневый сад», «Предложе­ние», «Медведь», «Юбилей», «Свадьба» 44. По поводу этого отбора М. JI. Семанова пишет: «В водевилях отчет­ливее всего сказалась жизнерадостность молодого Чехова; в «Вишневом саде» острее, чем в других больших пьесах драматурга, звучали социальные мотивы, оптимистические поты» 45. Думается, что, кроме жизнерадостности, чехов­ские водевили привлекали лиц, возглавлявших театраль­ную политику молодого пролетарского государства, тем же, что «Вишневый сад» и сатирические рассказы,— ха­рактеристикой «уходящей» Руси.

Вершиной новой театральной трактовки Чехова в 20-е годы не случайно оказался именно водевиль «Свадьба» в постановке Е. Вахтангова (сентябрь 1920 г., Студия Е. Б. Вахтангова). В самом замысле режиссера было по­нимание актуальности этой одноактной пьесы для време­ни, когда только начинала строиться новая жизнь вместо той, которая была разрушена и обреченность которой чувствовал автор «Свадьбы»: «Я хочу поставить „Пир во время чумы“ и „Свадьбу» Чехова в один спектакль. В „Свадьбе» есть и „Пир во время чумы“. Эти, зачумлен­ные уже, не знают, что чума прошла, что человечество раскрепощается, что не нужно генералов на свадьбу» 46

В осуществленном спектакле, как раз не жизнерадостном и веселом, а скорее сатирическом и трагическом, в цент­ре оказалось столкновение обиженного и человечного старика-генерала с мертвым царством пошлых участников свадьбы. Пользуясь воспоминаниями тех, кто видел этот спектакль, X. Херсонский так объясняет его мысли:

«…как вопль в страшной пустыне, раздается в вахтан­говской постановке заключительный возглас свадебного генерала:

„Челове-е-ек!“

Пусть генерал зовет только лакея. Но ведь только лакея и называли в том мире в лицо „человеком»… Безнадежный и тоскливый вопль генерала (артиста

[1]              Репертуар. Пг.; М.: Изд-во театр, отд. Наркомпроса, 1919, с. 29.

[1]              Семанова М. Чехов и советская литература. 1917—1935. М.; Л.,

1966, с. 35.

[1]              Вахтангов Е. Записки. Письма. Статьи. М.; Л., 1939, с. 232.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

HTML tags are not allowed.