ЧЕХОВ (личность, творчество)

Н. О. Басова) приобретает трагический обобщающий смысл…» 47.

Спектакль Вахтангова бил по прежней жизни, которая представлялась теперь «не-жизнью». Содержание веселой чеховской «Свадьбы» воспринималось, как «агитация» против старого общества, т. е. в том обличительном клю­че, которого не хватало зрителям Художественного театра на постановках чеховских пьес об интеллигенции.

С интенсивным развертыванием культурной жизни в стране и в предвидении чеховского юбилея (в1929 г. исполнялось 25 лет со дня смерти) в середине 20-х годов явилась потребность включить произведения Чехова в актив духовной жизни советского человека. Единого от­ношения к Чехову и тогда, конечно, не могло появиться, но ясно наметилась тенденция прочитать Чехова заново с тем, чтобы найти в его творчестве отвечающие эпохе мысли, чувства, настроения. После вахтанговской «Свадь­бы» здесь нужно назвать маленькую книжку Ю. Соболева «Новый Чехов. Материалы и документы» (М.: Изд-во «Огонек», 1925). Впервые в этой книжке отрицание до­революционных трафаретных портретов Чехова-писателя поддержано авторитетом научного исследования. В рав­ной степени Ю. Соболев отверг обвинения Чехова в пес­симизме («поэт лишних людей пишет в сумерках о хму­рой русской жизни») и восхваления за оптимизм (поэт «сладкой мечты о той жизни, которая будет невообразимо прекрасной через 200—300 лет»). И то и другое он отнес к «чеховщине», противопоставляя ее ясному и трезвому взгляду на действительность самого Чехова, писателя-ма- териалиста.

В числе новых материалов, на которые опирался Соболев, был только что вышедший в Берлине том писем Чехова к О. Л. Книппер. Вывод, к которому он пришел: пора пересмотреть канон толкования чеховских пьес Художественным театром, который неверно понял замы­сел автора, писавшего не драмы, а комедии. Самой под­ходящей для пересмотра пьесой Соболев считал «Вишне­вый сад» и этим, как мы увидим, предвосхитил театраль­ные эксперименты 30-х годов над драматургией Чехова: «И кто знает, не будет ли в большем согласии с Чехо­вым та новая его сценическая интерпретация, которая, отказавшись от традиций Художественного театра, явит

[1]              Херсонский X. Вахтангов. М., 1940, с. 222—223.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

HTML tags are not allowed.