ЧЕХОВ (личность, творчество)

заключалась «революция малого жанра», совершенная Чеховым (слово «революционер» по отношению к худо­жественной деятельности Чехова было уже произнесено раньше в названной книге Ю. В. Соболева50, но без всяких пояснений).

Первое научное собрание сочинений Чехова, подготов­ленное советским ученым-текстологом С. Д. Балухатым, вышло в самом конце 20-х годов в качестве приложения к журналу «Огонек» (М., 1929, т. 1—12). Следующее из­дание, более точное и полное, было выпущено в 1930— 1933 гг. Госиздатом под редакцией А. В. Луначарского и С. Д. Балухатого, тоже в 12 томах.

Эти два собрания сочинений, подготовленные советски­ми учеными, сыграли большую роль в переоценке чехов­ского творчества, давно назревшей и ожидаемой. Смысл переоценки ясен из тех рекомендаций, которыми сопро­вождала эти издания редакционная коллегия. Издание1929 г. открывалось предисловием А. В. Луначарского. Опираясь отчасти на свою статью «Чем может быть Че­хов для нас?», опубликованную в1924 г. (Печать и ре­волюция, кн. IV), Луначарский противопоставил прежне­му представлению о Чехове как о пассивном «певце су­мерек» свое — как о писателе, творчество которого обла­дает активным потенциалом, полезным для эпохи строительства пролетарского государства. «Мы живем среди порядочной мещанской духоты, она душит нас и в деревне, и в провинции, и в столице… Чехов как раз боролся не в области политики, где победа одержана пол­ная (если говорить в русском масштабе), не в области экономики, где победа вчерне тоже одержана,— он работал в области культуры и быта, где мы, пожалуй, пи одной по­беды еще не одержали». Хотя Луначарский не умолчал о собственно художественных достоинствах чеховских произведений, в его интерпретации закрепилось наметив­шееся уже прежде пристальное внимание к социальной функции литературных явлений. Некоторые другие статьи, сопровождающие тексты Чехова в этом издании, написа­ны авторами, рассматривавшими литературу только с со­циологической точки зрения. В биографическом очерке, автором которого был В. М. Фриче, несколько лет назад паписавший книгу «Социология искусства» (1926), твор­чество Чехова, со всеми его компонентами от фабулы до

[1]              Соболев Ю. Новый Чехов, с. 11.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

HTML tags are not allowed.