ЧЕХОВ (личность, творчество)

героев и стиля в узком смысле этого слова, мыслилось лишь как «продукт» классовой и даже политической при­надлежности писателя. Из всех решений вопроса об этой непосредственной обусловленности, при всей невозможно­сти точно и определенно прикрепить чеховское творчество к интересам одного класса или определенной политической партии В. М. Фриче увидел в Чехове как писателе одно­единственное предназначение — выражать «психоидеоло­гию …мещанской интеллигенции», которая пережила, по его мнению, «эволюцию от подчинения усадебной идеологии периода распада дворянско-помещичьего уклада в сторону приспособления к рождавшемуся из хаоса этого распада буржуазному строю жизни». В этой системе дефиниций нашлось место и для политической партии, «программу» и даже «тактику» которой Чехов «разделял» (и не прос­то, а «всецело»),— партии кадетов. Во всем этом судьбу писателя повторяли, по мысли Фриче, его герои — Лопахин, Лаптев и другие. Отождествление автора и героя — один из грехов старой критики — было усвоено не только Фриче. Приблизительно так же, как Фриче, хотя не столь прямолинейно, понимали и оценивали творчество Чехова многие авторы тех лет (в том числе Д. Киреев, И. Нусинов, А. Линин) 51.

В те годы ученые, придерживавшиеся формального ме­тода в литературоведении, оставались в целом равподуш-] ны к Чехову. А если обращались к его произведениям, то прежде всего к новеллистике и пародиям (весьма бегло: Шкловский В. О теории прозы. М.; Л., 1925; подробнее: 2-е изд., 1929), где художественные приемы более обнажены; драматургия же, в силу oco6oй сложности своей структуры, не представляла благодарного материала для формальных исследований.

Художественная форма чеховских произведений ин­тересовала также ученых, специально занимавшихся но­веллой как литературным жанром. Так, М. А- Петровский включил в свой труд «Морфология новеллы» (сб. Ars poetica, М.: ГАХН, 1927) анализ рассказа «Шампанское» (1887). Он заметил, в частности, что «зачин» и концовка в рассказе стилистически соотнесены между собой — важ­ное наблюдение над художественной структурой чехов­-

[1]              См.: Семанова М. J1. Чехов и советская литература. 1917—1935, с. 132.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

HTML tags are not allowed.