ЧЕХОВ (личность, творчество)

отмечалось 75-летие со дня рождения Чехова и обе теат­ральные трактовки были в центре внимания зрителей и прессы.

Сценическая интерпретация чеховской пьесы А. М. Ло­бановым очень выразительно характеризовала отношение тех лет к классике. К «Вишневому саду» режиссер подо­шел как к документу, с помощью которого можно было показать современному зрителю порочность и обречен­ность ушедшей эпохи. Эта постановка, с явно выражен­ными в ней элементами сатирического гротеска, проти­востояла многолетней мхатовской традиции психологи­ческого толкования Чехова. Если вспомнить мечту Ю. Соболева о будущей постановке «Вишневого сада», то можно подумать, что талантливому режиссеру удалось осуществить заданную ученым в 1925 г. программу. Пси­хология личности, блистательно показанная на сцене Художественного театра, в спектакле А. В. Лобанова от­теснялась психологией класса, и это всегда был класс, враждебный современности: хищная буржуазия, пустое и порочное дворянство, даже Петя Трофимов, по мысли ре­жиссера, был олицетворением лишь «российской гово­рильни». Все, что было связано со старым миром, должно было быть суждено. Несмотря на споры и разногласия в оценке этого спектакля, театральная критика в итоге признала его тогда нужным «для борьбы с остатками прошлого» 52.

Чтению Чехова в сатирическом ключе, стремлению извлечь из его сюжетов гоголевский или щедринский эф­фект обязана своим происхождением постановка водевилей в театре В. Э. Мейерхольда. Спектакль «33 обморока», объединивший три одноактные пьесы — «Юбилей», «Мед­ведь», «Предложение», по мысли постановщика, отражал критическое отношение писателя к своим героям. Избрав стержнем сценического действия обмороки героев, Мейер­хольд создал серию маленьких «немых сцен», сопровож­даемых музыкой, и таким образом пришел к новому ва­рианту гоголевского приема, ранее использованному им блестяще в постановке «Ревизора» (1926). Как отмечала критика, не самим обмороком в зале вызывался смех и «не текстом, которого здесь пет, а вот этим озорным жес­том постановщика по адресу чеховских героев, которых

[1]              Альтман И. К дискуссии о «Вишневом саде».— Художественная! литература, 1935, № 3, с. 31.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

HTML tags are not allowed.