ЧЕХОВ (личность, творчество)

«красный», как писал Роскин в одной из рецензий, наме­кая, возможно, на кольцовскую характеристику Чехова 60.

В выводах, которые делал автор биографического очерка, не было категорического прикрепления Чехова к определенной политической группировке или классу. Но большое общественно-политическое значение чеховского творчества было подчеркнуто. О том, что Чехов считал несправедливым российский социальный строй и с на­деждой думал о светлом будущем своей страны, было сказано простыми и ясными словами, которые были рас­считаны на юного читателя. «Чехов не нашел своего об­щественного идеала. Но он велик своей глубокой и искренней тоской по этому идеалу». Этой мысли Роскин был обязан горьковской оценке чеховского искусства, его пониманию критического отношения Чехова к своим героям.

Вышедшие вслед за этим очерком более серьезные и обстоятельные работы Роскина61 содержат целую кон­цепцию чеховского творчества, которая была полемиче­ски направлена против тех, кто видел в Чехове аполи­тичного и пессимистического «певца» своей эпохи (как большинство дореволюционных критиков) или приписы­вал его творчеству исключительно обличающие функции (как многие авторы 20—30-х годов). Роскин создал порт­рет писателя-гражданина, критически изображавшего свою эпоху, далеко не разделявшего взгляды своих ге­роев (вспомним отождествление Чехова с его героями в биографическом очерке, написанном В. М. Фриче). Он приоткрыл также путь к изучению материалистического мировоззрения Чехова. Наконец, в работах Роскина было уделено внимание и тому новому, что Чехов внес в ли­тературные жанры — в юмористическую новеллу, по­весть, драму. Если прежде пьесы, посвященные страдани­ям и ошибкам «ушедшей» интеллигенции, редко вызыва­ли специальный интерес, то у этого исследователя (он был и театроведом) драматургия Чехова и ее интерпре­тации на сцене — одна из главных тем.

[1]              См.: Роскин А. И. Проблемы творческой биографии Чехова: (ре­цензия на книгу Ю. Соболева. Чехов).— Художественная лите­ратура, 1935, № 3, с. 50.

[1]              Антоша Чехонте. М., 1940; История одного провала и одного три­умфа.— Красная новь, 1938, № 9; Заметки о реализме Чехова,— Литературный критик, 1939, № 7; «Три сестры» на сцене Худо­жественного театра. М., 1946; Роскин А. А. П. Чехов. Статьи и очерки. М., 1959, с. 429—431.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

HTML tags are not allowed.