ЧЕХОВ (личность, творчество)

чивался теперь «Вишневым садом», а в этом спектакле особенно четко обозначилось элегическое начало. Чехо­вым, давшим когда-то театру жизнь, театр хотел теперь обновить свое творческое лицо. Вопрос стоял серьезно. Ведь «чеховщина» как некое дурное единство изображае­мого быта, мироощущения и художественных приемов грозила снижением уровня постановок и советских пьес (недаром К. С. Станиславский, первый и непревзойден­ный постановщик Чехова, предостерегал теперь актеров на репетициях пьесы Афиногенова «Страх» от чеховских «настроений» и «полутонов»),

И состоялось новое сценическое чтение «Трех сестер», противостоящее «чеховщине» (постановка Вл. И. Немировича-Данченко,1940 г.). В спектакле все было подчинено тому, чтобы заразить зрителей мыслями героев о лучшем будущем. С этой целью на сцене финал пьесы был решен иначе, чем у Чехова. Действие кончалось на словах Ольги: «Если бы знать!»; чебутыкинское же «Та-ра… ра… бумбия… Сижу на тумбе я… Все равно! Все равно!» — после этих слов было отброшено, и из финала исчезла доля скепсиса, делавшая его многозначным. Так диктовало время: спектакль отвечал настроению советского общества начала 40-х годов, как отвечал ему и анализ этого спектакля в книге А. И. Роскина, написанной в1941 г., «„Три сестры» па сцене Художественного театра» (М.: ВТО, 1946). Новая постановка «Трех се­стер» дала возможность автору этой книги не только оценить идейное соответствие спектакля современному моменту, но и поставить вопрос о художественном свое­образии чеховской драматургии, о ее внутренних связях с драматургией Тургенева и русским романом. Историко-литературная почва, на которой выросло искусство Чехова-драматурга, таким образом, в сознании читателя 40-х годов стала шире.

5

В годы Великой Отечественной войны, когда совет­ский народ жил с единственной мыслью — отстоять неза­висимость своей страны, в театральном репертуаре Че­хов редко был желапным автором.

Но бывали обстоятельства, когда пьеса Чехова могла особенно полповать зрителя,— например, когда выпускники московского ГИТИСа под руководством В. В. Бе­-

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

HTML tags are not allowed.