ЧЕХОВ (личность, творчество)

вующими социалистическим идеям, было в этой книге в достаточной мере прямолинейным. Так как содержание произведений Чехова сопротивлялось такому сближению, вольно или невольно Ермилов обходился без некоторых важных моментов в тексте Чехова. Так был откорректи­рован смысл «Вишневого сада», о чем нам уже прихо­дилось писать63. Повторяя акценты в новом прочтении пьесы, появившиеся в 20—30-е годы, Ермилов считал, что Чехов задался целью осмеять дворянство и разобла­чить идущих ему на смену хищников-капиталистов. Но он не относил «вечного студента», как это делалось преж­де, к старому миру, а увидел в нем и Ане активных и сознательных борцов за новую жизнь. Резкие и опреде­ленные характеристики героев «Вишневого сада» в главе, названной «Здравствуй, новая жизнь!», завершились рас­суждениями о финале, который сводился к этому при­ветствию. Концовка же с оставшимся в запертом доме Фирсом, нарушавшая мажорность такого финала, была отброшена, подобно тому как была отброшена чебутыкинская реплика в «Трех сестрах», поставленных Вл. И. Не­мировичем-Данченко.

На восприятие читателей 40—50-х годов книга Ерми­лова имела такое же большое влияние, как и новый мхатовский спектакль — на сценическую трактовку че­ховской драматургии.

Одно из следствий такой концепции чеховского твор­чества — резкое противопоставление отрицательных геро­ев Чехова положительным.

Под влиянием В. Ермилова, впервые в 1940 г.64 проанализировавшего рассказ «Враги» с точки зрения того, на чьей стороне автор — Кирилова или Абогина (глава об этом рассказе в книге «Чехов» так и называ­лась — «Его друзья или враги»), в литературоведческих работах установилась надолго традиция считать труженика-врача Кирилова положительным героем, выражающим взгляды автора, а изнеженного аристократа Абогина — отрицательным. Эта безоговорочная защита Кирилова против Абогина переходила из одной работы в другую вплоть до конца 60-х годов 65

[1]              См.: Литературные произведения в движении эпох. М., 1979.

[1]              Ермилов В. О чеховской беспристрастности.— Литературная га­зета, 1940, 30 янв.

[1]              См.: Головенченко Ф. Н. Реализм А. П. Чехова.— В кн.: Антон Павлович Чехов. К 100-летию со дня рождения. М., 1960, с. 25.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

HTML tags are not allowed.