ЭВОЛЮЦИЯ ТВОРЧЕСКОГО ОБЛИКА В. Ф. ОДОЕВСКОГО

Будущий славянофил и фольклорист П. В. Киреевский 12 октября 1832 г. писал поэту Н. М. Языкову об Одоевском: «Он скоро будет пе­чатать собрание своих повестей, которые исполнены боль­шого таланта и соединяют музыкальное изящество с глубокомыслием» *. В том же году Н. В. Гоголь, тоже близ­ко знакомый с творческими замыслами Одоевского, сообщал поэту И. И. Дмитриеву: «Князь Одоевский скоро по­радует нас собранием своих повестей, вроде „Квартета Бетховена», помещенного в „Север. цветах» на 1831 г. Их будет около десятка, и те, которые им написаны те­перь, еще лучше прежних. Воображения и ума куча! Это ряд психологических явлений, непостижимых в человеке! Они выдут под одним заглавием „Дом сумасшедших»» **. Киреевский проницательно указал на музыкальность стиля повестей, автору которых отлично была знакома теория контрапункта, а Гоголь с неменьшим основанием загово­рил о глубине психологического анализа. Через 12 лет их брошенные вскользь замечания были подтверждены и развиты критиками, прочитавшими завершенные «Рус­ские ночи».

Отметим в письмах Киреевского и Гоголя одну общую важную особенность: оба приятеля Одоевского говорят о            глубокомыслии его творений, оценивая при этом весь цикл повестей. Это наблюдение, само по себе правильное и очень важное, необходимо соотнести с другой оценкой творчества Одоевского, сделанной несколько раньше.

* Киреевский П. В. Письма к Н. М. Языкову. М.; JL, 1935, с. 24.

**            Гоголь Н. В. Полн. собр. соч., т. 10, с. 247—248.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

HTML tags are not allowed.