ЧЕХОВ (личность, творчество)

лого69, Е. Б. Тагера70. В отличие от книг Ермилова, обращенных к широкому читателю и оказавших большое влияние на активизацию широкого интереса к Чехову в стране, исследования этих авторов были «кабинетными» и их воздействие пока ограничивалось аудиторией науч­ной и студенческой. И только через поколения воспитан­ных ими студентов-филологов, большая часть которых занялась преподаванием словесности в школе и в вузах, начался процесс более широкого распространения этих идей, возникших в научной сфере.

Какие это были идеи?

Г. А. Бялый, как и А. И. Роскин, проявил интерес к историко-литературному значению чеховского реализма, к проблемам его художественного новаторства. Рассмат­ривая творчество Чехова как явление, родственное твор­честву некоторых его современников, писателей-демокра- тов (Гаршина, Короленко), Бялый обратил внимание на типологическую особенность их художественного метода, особенно показательную для отношения искусства к действительности и ярче всего выраженную у Чехова,— интерес к рядовым, обыденным явлениям жизни, подчер­кивание ненормальности «нормального» порядка вещей. Пользуясь терминологией Короленко как автора рассказа «Нестрашное» и развивая уже высказывавшиеся в доре­волюционной критике71 мысли, Г. А. Бялый писал, что уменье видеть страшное в нестрашном, ненормальное в нормальном — то новое, что Чехов внес в русский крити­ческий реализм.

Концепция чеховского творчества, с которой тогда же выступил А. П. Скафтымов, отличалась широтой и, если можно так выразиться, терпимостью к чеховским героям. В центре внимания исследователя оказалась драматургия, область творчества, в которой наиболее последовательно отразились новые эстетические принципы, введенные Чеховым в русскую литературу. Если Ермилов считал Чехова исключительно субъективным, пристрастным пи­-

[1]              Вялый Г. А. К вопросу о русском реализме конца XIX века.— Труды юбилейной научной сессии Ленинградск. гос. ун-та. Сек­ция филологических наук, 1946, с. 294—317.

[1]              Тагер Е. Б. Горький и Чехов.— В кн.: Горьковские чтения. 1947— 1948. М.; Л., 1949, с. 377-448.

[1]              См.: Аничков Е. Литературные образы и мнения.— Научное обо­зрение, 1903, № 5, с. 151.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

HTML tags are not allowed.