ЧЕХОВ (личность, творчество)

сателем (анализ рассказа «Враги», еще до выхода его Книг опубликованный под заглавием «О чеховской бес­пристрастности» 72, мог бы называться еще точнее: «О так называемой чеховской беспристрастности») и жанр чеховской драматургии был определен им в соответствии с этим по-горьковски — «лирическая комедия», то Скафтымов видел в чеховской драме характерное для объек­тивного писателя стремление охватить противоречивые стороны изображаемого предмета. Полемическая направ­ленность пьесы «Иванов» против предвзятого отношения к людям (Чехов употребил все старания, чтобы читатель не противопоставил, например, «злодея» Иванова «высо­конравственному» Львову, и много писал об этом в сво­их письмах) для Скафтымова была главной чертой ха­рактерологии Чехова вообще. «Кто виноват, что хорошие чувства и душевное расположение людей друг к другу здесь не дают согретой радости и жизнь остается серой, грязной, несчастливой и печальной? — писал он.— Нет виноватых. Нет виноватых, стало быть, нет и прямых противников. Нет прямых противников, нет и не может быть борьбы. Виновато сложение обстоятельств, находя­щихся как бы вне сферы воздействия данных людей» (К вопросу о принципах построения пьес А. П. Чехова, 1948). Так определив своеобразие драматургического конфликта Чехова, Скафтымов пришел к тезису о двой­ном эмоциональном звучании чеховского финала («грусть о настоящем и светлые обещания будущего») — к полной противоположности понимания чеховских финалов Ерми­ловым.

В концепции Скафтымова, связывавшего драматурги­ческий конфликт Чехова не с волей отдельных людей и столкновением их жизненных интересов, а с укладом быта и обстоятельств, в которых они живут, не было места сближению Чехова с Островским, которое было ха­рактерно для восприятия классики в 20—30-е годы. Наоборот, выводы Скафтымова о своеобразии построения чеховских пьес в значительной мере выросли на проти­вопоставлении этих драматургов.

Выяснением специфики чеховского художественного метода в эти же годы занимались с помощью и других аналогий. Наиболее плодотворно было обращение к Тур­-

[1]              Литературная газета, 1940, 30 янв.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

HTML tags are not allowed.