ЧЕХОВ (личность, творчество)

геневу и Горькому в обстоятельной работе Е. Б. Тагера 73.

Е. Б. Тагер подошел к Чехову и Горькому как к равным величинам (до этого, как мы видели, были две крайности: либо противопоставление их в пользу Горь­кого как художника, выражающего идеалы пролетариата, либо отождествление их идейно-художественных пози­ций). В новом исследовании речь шла не только о сход­стве, но и о различии в мировоззрении этих писателей (в частности, о разном понимании идеала будущего), к ко­торому восходит различие и их художественных позиций: Чехов здесь противопоставлен Горькому (а также Турге­неву, своему предшественнику) как писатель объективный писателю с активным личным отношением к предмету изо­бражения.

Стремление определить, в чем заключается художест­венное новаторство Чехова, в общем редкое в прежние десятилетия (из исследователей этим занимались более других А. И. Роскин, А. Б. Дерман) и, как видим, уси­лившееся в 40-е годы, в скором времени становится од­ним из самых главных стимулов изучения чеховского творчества. Это было связано с изменениями, происшед­шими в развитии советской науки о литературе. Всесо­юзная дискуссия о реализме (апрель1957 г.), активиза­ция изучения специфики литературы как особой формы искусства, появление множества небольших работ, по­священных поэтике отдельных произведений русской классики,— все это сказалось и па научном подходе к Чехову.

Разделы о Чехове или попутное обращение к его твор­честву стали все чаще встречаться в трудах общетеорети­ческого содержания и в исследованиях, посвященных про­блемам поэтики 74.

В сознании широких кругов поворот к Чехову прои­зошел под влиянием двух юбилеев писателя — 50-летия со дня смерти (июль1954 г.) и 100-летия со дня рож-

[1]              Тагер Е. Б. Горький и Чехов,— В кн.: Горьковские чтения. 1947—1948.

[1]              См.: Теория литературы: Основные проблемы в историческом освещении. М.: Изд-во АН СССР, т. 1—3, 1962—1965; Виногра­дов В. В. О языке художественной литературы. М., 1959; Чиче­рин А. В. Нерудовский этап в истории критического реализма. Киев, 1963; Чичерин А. В. Идеи и стиль. М.; 1960, и др.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

HTML tags are not allowed.