ЧЕХОВ (личность, творчество)

дения (январь1960 г.). С созданием в1954 г. мемори­альных музеев в Москве и Мелихове для широкой публики были открыты новые двери в чеховский мир.

Обнародованный тогда же новый ленинский отзыв о Чехова (в записи народного артиста СССР В. И. Качало­ва 75) звучал так: «Нужна лирика, нужен Чехов, нужна житейская правда». Эти слова, сказанные в1919 г., имели тогда полемический смысл: они были направлены против тех, кто считал, что молодая страна не нуждается в клас­сике, что ей нужна литература только героическая, про­никнутая духом революционного романтизма (сравним с этой полемикой и несовпадение ленинского отношения к мхатовскому «Дяде Ване» с отношением защитников «левого» искусства).

Слова о лирике и житейской правде как о необходи­мых советскому народу эстетических категориях через 35 лет после того, как они были произнесены, прозвуча­ли уже не полемически, а в унисон с отношением ново­го читателя к Чехову. Читателя давно перестал удов­летворять Чехов в роли лишь обличителя своего времени и соратника потомков по уничтожению «пережитков ка­питализма» в сознании трудящихся. Сатира, не та, что была действительно присуща чеховскому творчеству, а та, которую театр привносил в 30-е годы в его пьесы, вряд ли бы удовлетворила новое поколение театральных зрителей. В чеховский репертуар 50—60-х годов стала реже попадать пьеса, дававшая прежде материал для сатирических толкований в театре и — немного позже — для рассуждений критика о том, что человечество рас­стается с прошлым, только смеясь,— «Вишневый сад». Чаще шли другие большие пьесы Чехова, в которых было меньше социального материала и которые давали поэтому меньше поводов для сценической вульгаризации. Но здесь была другая опасность.

Новая постановка «Трех сестер» в Художественном театре дала много нового и для понимания пьесы, и для оживления творческой атмосферы в самом театре. Но в целом она оставалась в пределах эстетических норм этого театра. Основой этих норм была, пользуясь качаловской передачей слов Ленина, лирика (скажем и иначе — поэ­зия) и житейская правда. И это была прекрасная основа,

[1]              Василий Иванович Качалов: Сборник статей, воспоминаний, писем. М., 1954.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

HTML tags are not allowed.