ЧЕХОВ (личность, творчество)

радовавшая миллионы зрителей. Но театр и театральная публика — организм подвижный, любящий новизну.

Многолетняя репутация Художественного театра как высшего авторитета в трактовке чеховской драматур­гии — и не только у нас, но и далеко за пределами стра­ны — стала тяготить76. Появились спектакли с первого взгляда как будто традиционно мхатовские, но внутренне ориентирующие зрителя на иные «нормы» и «каноны». Дело не в том, удавались эти спектакли или нет, дело в общем стремлении театра найти новые акценты.

Один из юбилейных спектаклей 1954 г.— «Чайка» в театре им. Евг. Вахтангова (постановка Б. Захавы) — по своему настроению был реакцией против комедийно-сати­рической и одновременно против драматически-лирической трактовки чеховских пьес. Обращение театра к «Чайке» в 50-е годы, ознаменовавшиеся в литературове­дении вниманием к вопросам художественной формы, симптоматично: ведь в самой «Чайке» эти вопросы зани­мают большое место, и трагическая судьба Треплева в значительной степени была результатом его поражения в борьбе за «новые формы». После вахтанговской «Свадь­бы» это было первое обращение театра к Чехову, и опять, как тогда, новый спектакль был обращен, в частности, против лирического прочтения Чехова. В годы работы над «Свадьбой» Вахтангов мечтал поставить «Чайку» как трагедию: «У Чехова не лирика, а трагизм. Когда чело­век стреляется, это не лирика» 77. В1954 г. театр испол­нил завет своего основателя, но не в его положительной части («трагедия»), а в отрицательной («не лирика»). Что же из этого получилось?

Спектакль, родившийся в споре со штампами (срав­нительно молодым, недолго господствовавшим — сатири­ческим и более старым и долговечным — лирическим), сам создал штамп, и самое главное, как стало ясно из первых же спектаклей, его содержание было не так уж ново. Театру Вахтангова, отрекшемуся в этой постанов­ке не только от «лирики», но и от «трагедии», оставалось одно: изображение прозы будничной жизни. Как буме­ранг, к театру возвращался отрицаемый им принцип

[1]              См.: Шах-Азизова Т. К. Современное прочтение чеховских пьес (60—70-е годы) — В кн.: В творческой лаборатории Чехова. М., 1974, с. 336-340.

[1]              Вахтангов Евг. Из записной тетради.— В кн.: Театральные стра­ницы. М., 1969, с. 356.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

HTML tags are not allowed.