ЧЕХОВ (личность, творчество)

сем к Чехову Плещеева, Куприна, Бунина, Мейерхольда обнажила новые даже для специалистов пласты челове­ческих и творческих контактов Чехова.

Особое значение для нового этапа восприятия Чехо­ва имели обзоры и исследования, связанные с судьбой че­ховского наследия за рубежом. В чеховском томе«Лите- ратурного наследства» тщательно была прослежена исто­рия переводов, критических откликов, спектаклей в Чехо­словакии, Англии, Франции, США.

Отдельные отзывы выдающихся деятелей зарубежной литературы и искусства были опубликованы у нас в годы войны, и в их числе — присланный специально для со­ветского читателя Бернардом Шоу: «В плеяде великих европейских драматургов — современников Ибсена — Че­хов сияет как звезда первой величины…» 80. Кажется, это самое раннее авторитетное предпочтение искусства Че­хова-драматурга творчеству его современников; впослед­ствии хронологические и географические параметры «пер­вой величины» расширятся: и в1979 г. пресса ЮНЕСКО официально заявит, что Чехов — самый популярный рус­ский драматург в мире.

Тогда же Джон Пристли прислал замечательную ха­рактеристику таланта Чехова-драматурга («Своим маги­ческим даром Чехов освободил современного драматурга от цепей старых условностей. Более того, он принес в театр свое великое предвидение, горячую надежду на че­ловечество…») 81, но эти отзывы при их первом появле­нии у нас еще не имели большого резонанса. Лишь в 50—60-е годы целый поток высказываний выдающихся деятелей культуры за рубежом засвидетельствовал на страницах нашей печати любовь к Чехову читателей раз­ных стран и влияние его на мировую культуру.

Мы привыкли несколько высокомерно относиться к так называемой юбилейной литературе. И действительно, сколько общих слов и трафаретных суждений приходит­ся читать и выслушивать во время празднования писа­тельских годовщин. Но это пена на чистой волне юбилей­ного оживления историко-литературной науки. Она спа­дает быстро, а оживлению мы часто обязаны серьезными публикациями и плодотворными переоценками. 1954-й год дал нам, кроме международного признания драматургиче­-

[1]              Литература и искусство, 1944, № 29, 15 июля.

[1]              Там же, № 27, 1 июля.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

HTML tags are not allowed.