ЧЕХОВ (личность, творчество)

Чехова и учить их находить в будничных случаях «обще­значимое, типичное», как это делал Чехов 83.

Главное, на что были направлены старания защитни­ков Чехова от «чеховщины» и у нас, и на Западе, заклю­чалось в том, чтобы сохранить в искусстве духовность. Учась форме, не ограничиваться ею, не превращать ее в пустой, хоть с виду и прекрасный сосуд. Но, как сказа­лось влияние Чехова на художественных исканиях писа­телей XX в., это проблема, нуждающаяся в специальном освещении.

Стремление к широте в понимании Чехова далеко не всегда приводило к действительно широкой, т. е. объек­тивной трактовке его произведений. В театре, где страсти в толковании классики вообще сейчас достигают большого накала, где талантливый режиссер и актер — всегда за­интересованный посредник между текстом пьесы и зри­телем (заинтересованный в передаче зрителю собствен­ного понимания пьесы), наиболее часты и откровения, потрясающие зрителя, и серьезные потери по отношению к первоисточнику.

Вся история чеховских постановок в нашей стране со­стояла из благих намерений дать каждый раз более точ­ное, чем прежде, воплощение авторского замысла. Каж­дый режиссер брал Чехова своим союзником против предыдущих постановок. Особенно часто опирались на те высказывания Чехова, в которых он выражал недо­вольство Станиславским, часто совершенно забывая о том, что в спектаклях Художественного театра было ему по душе. Но каждый раз было и еще намерение — связать авторский замысел с общественными и художественными идеями нового времени. Желание по существу вполне естественное, потому что театр современен при любом ре­пертуаре.

Два направления, долгое время определявшие харак­тер сценических воплощений чеховской драматургии и лишь изредка отвергавшиеся отдельными «нарушителя­ми» традиций Художественного театра,— это направление сугубо реалистическое (оно идет от прижизненных поста­новок Чехова во МХАТе и опирается на воспроизведе­ние повседневной жизни — «как она есть») и направле­ние реалистическое же, но с подчеркиванием в жизни по­этического, связанного с мотивом будущего (оно идет от

[1]              См.: Горький М. и Чехов А. Переписка, статьи, высказывания.

М., 1951, с. 163.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

HTML tags are not allowed.