ЧЕХОВ (личность, творчество)

дотической ситуации рассказа «Упразднили» звучит острая мысль о ценности человеческой личности, о том, чем она должна быть и что она есть в действительности. С разных сторон Чехов подходит к проблеме противоре­чия между внутренним и внешним состоянием человека, к проблеме его социального и индивидуального лица, и это можно почувствовать, в частности, в «Жалобной книге» театра на Таганке.

Независимо от того, удается ли в каждом случае по­становщикам создать органическое целое из собрания «пестрых» рассказов (для создания единого действия при­ходится искать опору в повторяющихся мотивах, как когда-то Мейерхольд искал ее в «обмороках» 90), самый принцип объединения разнообразных рассказов в циклы весьма характерен для нынешнего желания охватить как можно шире гамму красок, которыми располагает ху­дожник.

Под знаком расширения прежних представлений об искусстве Чехова развивается сейчас и область литера­турной науки, называемая чеховедением. Если до 50-х годов шел процесс «ревизий» и пересмотров по отноше­нию к дореволюционным и последующим взглядам на Чехова, то теперь намечается иной подход — не замена одного взгляда другим, а желание разобраться в самом предмете с возможно более разных сторон. Все чаще ис­следования о Чехове заставляют пас задуматься о слож­ности и гибкости его художественного метода, о том, что он не терпит категорических дефиниций и требует осо­бой бережности при выводах. Одним из первых в наше время почувствовал недостаточность однозначных опре­делений чеховского искусства А. В. Чичерин. Обратив внимание на широкое использование Чеховым-стилистом уступительных форм («но», «хотя», «однако» и т. д.), он показал диалектический характер авторского повество­вания 91.

Разнообразные течения в советском литературоведе­нии, системное, сравнительное, типологическое, функ­циональное, структурное и другие, проявляют интерес к

[1]              В «Жалобной книге» театра на Таганке объединены рассказы, события которых связаны с мотивами дороги, пути.

[1]              Чичерин А. В. Роль противительпой интонации в прозе Чехо­ва.— В кн.: Проблемы реализма и художественной правды. Львов, 1961, вып. 1.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

HTML tags are not allowed.