ЧЕХОВ (личность, творчество)

приводились в прежние времена знаменитые слова Чехо­ва о ружье, которое должно выстрелить в последнем акте, если упоминается в первом. Это был едва ли не основ­ной композиционный закон, в равной мере относящийся к новеллистике и драматургии Чехова. Но как заметил еще в 1935 г. Б. Ромашов, у Чехова «много ружий не стреляющих. И много случайных выстрелов» 93. Эта осо­бенность чеховской поэтики в нынешних работах заново всплывает и получает подтверждение в конкретных ана­лизах композиции произведений Чехова независимо от того, приводится ли цитата о ружье буквально.

Таких дополнений, расширяющих установленные раньше особенности художественной системы Чехова, можно было бы привести больше. Все они результат об­щей тенденции к расширению знаний о писателе. И даже самая осторожная область литературной науки, обыкно­венно пользующаяся устоявшимися, проверенными све­дениями,— методика преподавания в школе смело всту­пает на путь расширения известных данных о творческом облике писателя. Так, предлагается при употреблении по­нятия «пафос», введенного еще Белинским, искать живое, динамическое противоречие, которое является движущей силой творчества писателя и обеспечивает долгую жизнь его созданиям. В применении к Чехову «противоречивый» комплекс состоит из двух идейных принципов, выражен­ных в известных суждениях о том, что в человеке «долж­но быть все прекрасно», и о том, как из себя по капле человек выдавливает «раба». Оба принципа тесно связаны друг с другом, потому что преодоление рабства в челове­ке предполагает стремление к идеалу94.

Очевидно, подобная диалектическая связь между от­рицающим и утверждающим началом в чеховской концеп­ции человека может быть прослежена и на других пар­ных логических суждениях (например, «Больше жить так невозможно» и «Человеку нужен весь земной шар»). Объемное понимание «пафоса» способствует целостному постижению художественного мира писателя.

Участившиеся экскурсы в историко-литературную ро­дословную писателя и широкое обращение к сравнитель­-

[1]              Ромашов Б. О Чехове-драматурге,— Литературный критик, 1935, № 3, с. 150.

[1]              См.: Шейман Л. А. Целостное изучение жизни и творчества рус ского писателя в киргизской школе. Фрунзе, 1979.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

HTML tags are not allowed.