ЭВОЛЮЦИЯ ТВОРЧЕСКОГО ОБЛИКА В. Ф. ОДОЕВСКОГО

В далекой Вятке ссыльный Герцен прочитал в 1835 г. одну из лучших повестей Одоевского «Себастиян Бах» и писал Н. X. Кетчеру: «Читал ли ты в „Москов­ском) наблюдателе» статью „Себастиян Бах“? Что за прелесть. Она сильно подействовала на меня»*. Очевидна высокая оценка отдельных повестей, однако при этом упускается из виду незримая связь между ними, целост­ность издания «Русских ночей».

К изучению жанров и типологии русской романтиче­ской повести, а в связи с этим и произведений Одоевского обратились критики, так или иначе связанные с фило­софской эстетикой немецкого образца,— Н. И. Надеж­дин, С. П. Шевырев и молодой В. Г. Белинский.

Разговор о типах, жанровых разновидностях романти­ческой повести был начат Надеждиным. В статье «Ле­тописи современной литературы» (Телескоп, 1832 , ч. XI, № 17) Надеждин указал на то, что повесть стала глав­ным жанром русской прозы, формой времени, в которой с наибольшей полнотой выразились центральные идеи действительности. В связи с этим критик стремится оп­ределить одну из жанровых разновидностей — философи­ческую повесть, которая, по его словам, «представляет из­бранный момент жизни как развитие идеи, как решение умозрительной задачи»**, указывает на глубинный смысл жизни, на внутреннюю связь ее разных моментов. Форма повести, считает Надеждин, вмещает в себя новое содержание, насыщена мыслью, поисками смысла бытия и назначения человека.

*Герцен А. И. Собр. соч. М., 1961, т. 21, с. 60.

**             Надеждин Н. И. Литературная критика: Эстетика. М., 1972, с. 322.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

HTML tags are not allowed.