ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ОСВОЕНИЕ ПОЭЗИИ Ф. И. ТЮТЧЕВА

являют романтическую специфику его поэзии и ее созву­чие новой эпохе — общественному сознанию середины XIX в.

Тютчев осознается как поэт мысли. Тургенев отметил: «Если мы не ошибаемся, каждое его стихотворение начи­налось мыслию, но мыслию, которая, как огненная точка, вспыхивала под влиянием глубокого чувства или сильно­го впечатления…» 34. Некрасов определил мысль Тютчева как «оригинальную», нередко «странную», «удивитель­ную», он пишет о «глубине» мыслей, о «грустных мыс­лях» поэта. Некрасов выделил стихотворения «с преобла­данием мысли»: «Silentium!», «Как птичка раннею зарей». И особенно «неотразимое впечатление» на читателя, в котором он долго не может дать себе отчета, по мнению Некрасова, производит «Душа моя — Элизиум теней». К лучшим стихотворениям он относит также «Ночь в до­роге» («Не остывшая от зною») и «Волна и дума».

Вместе с тем Тютчев прочитывается как поэт, отнюдь не чуждый жизни действительной: «Главное достоинство стихотворений г. Ф. Т. заключается в живом, грациозном, пластически верном изображении природы» 35. Ему свой­ственны полнота и цельность изображения предмета. Од­нако, соотнося творчество поэта с действительностью, Некрасов замечал такие качества стихотворений Тютчева, которые сближали его с романтической традицией, с тем, что находили у Жуковского, Байрона, Веневитинова, Ла­мартина: «самые тонкие, неуловимые черты и оттенки» природы, «нежные и тонкие оттенки, всегда нелегко уло­вимые» 36, «сочувствие» к природе, как бы отождествле­ние с ней, понимание ее «языка»: «Да мы верим, что автору этого стихотворения («Не то, что мните вы, при­рода».— В. К.) понятен и смысл, и язык природы»37. Критик усмотрел грустные, лермонтовские настроения в некоторых стихотворениях о природе: «Осенний вечер», «Что ты клонишь над водами».

 

[34]              Современник, 1854, № 4, отд. III, с. 25; Тургенев И. С. Полн. собр. соч., т. 5, с. 426.

[35]              Современник, 1850, № 1, отд. VI, с. 57; Некрасов Н. А. Полн. собр. соч., т. 9, с. 205.

[36]              Некрасов Н. А. Русские второстепенные поэты.— Современник, 1850, № 1, отд. VI, с. 56, 57; Некрасов Н. А. Полн. собр. соч., т. 9, с. 205, 203.

[37]              Современник, 1850, № 1, с. 66; Некрасов Н. А. Полн. собр. соч., т. 9, с. 213.

 
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

HTML tags are not allowed.