ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ОСВОЕНИЕ ПОЭЗИИ Ф. И. ТЮТЧЕВА

Некрасова увлек пафос глубоких лирических движе­ний человеческого сердца — умение поэта пушкинской поры передать грусть и веселье, юношескую влюблен­ность, мир воспоминаний, восторг, вызванный красотой природы, разочарование в людях. Некрасов подчеркивал близость содержания тютчевских стихов каждому чело­веку. Впечатление от «Осеннего вечера» он сравнивал с «чувством, какое овладевает человеком у постели молодой умирающей женщины, в которую он был влюблен» 38. В стихотворении «Весенние воды», по мнению Некрасова, запечатлено чувство, переживаемое людьми весной, и осо­бенно он подчеркнул общечеловеческий смысл поэтиче­ской медитации «Как над горячею золой»: «…грусть, выраженная здесь, понятна. Она не чужда каждому, кто чувствует в себе творческий талант» 39.

Поскольку Некрасов писал о тютчевских стихотворе­ниях, опубликованных в пушкинском «Современнике» под названием «Стихотворения, присланные из Герма­нии», перед ним стояла задача решения вопроса о нацио­нальной самобытности стихов неведомого «Ф. Т.». «Мно­гие,— имеются в виду стихи Тютчева,— носили на себе живой отпечаток русского ума, русской души» 40; критик указывает на хороший русский язык поэта и завершает статью словами о том, что такая поэзия получит призна­ние у русских читателей. Национальную самобытность творчества Тютчева он отметил во второй раз в рецензии «Раут на 1852 год. Исторический и литературный сборник. Издание Л. В. Сушкова. Москва. 1852»: «Тютчев принад­лежит к очень небольшому числу истинных русских поэтов» 41.

Тургенев продолжил обсуждение вопроса о националь­ной самобытности творчества Тютчева. Он формулирует свой эстетический принцип: «Мы восстаем только против отделения таланта от той почвы, которая одна может дать ему и сок, и силу,— против отделения его от жизни той личности, которой он дан в дар, от общей жизни народа, к которой как частность принадлежит сама та личность».

 

[38]              Современник, 1850, № 1, с. 59—60; Некрасов Н. А. Полн. собр. соч., т. 9, с. 207.

[39]              Современник, 1850, № 1, с. 69; Некрасов Н. А. Полн. собр. соч., т. 9, с. 217.

[40]              Современник, 1850, № 1, с. 56; Некрасов Н. А. Полн. собр. соч., т. 9, с. 204.

[41]              Современник, 1852, № 4, отд. IV, с. 77; Некрасов Н. А. Полн. собр. соч., т. 9, с. 664.

 
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

HTML tags are not allowed.