ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ОСВОЕНИЕ ПОЭЗИИ Ф. И. ТЮТЧЕВА

Тургенев, обнаружив связь поэзии Тютчева с русской почвой, предсказал поэту не «сомнительную популяр­ность», а «глубокое и теплое сочувствие всех тех, кото­рым дорога русская поэзия, а такие стихотворения, како­вы „Пошли, господь, свою отраду» и другие, пройдут из конца в конец Россию и переживут многое в современ­ной литературе, что теперь кажется долговечным и поль­зуется шумным успехом» 42. В этот же ряд встают отзы­вы Л. Н. Толстого о поразительном знании и понимании Тютчевым языка русского солдата и суждения И. С. Ак­сакова о «природном русском чувстве», свойственном поэту 43. Тютчев осмысливается как национальный поэт. Оригинальное, иногда «странное» содержание его поэзии и национальная самобытность сочетаются, и его поэзия понимается как весьма актуальная, общественно интерес­ная для некрасовского времени.

Активную реакцию вызывают в среде революционно- демократических читателей и критиков такие мотивы поэзии Тютчева, как социальная обездоленность человека, бедность, мотив человеческих слез, человеческой тоски, прозябания, растления нравов и пошлости толпы, народ­ных страданий, понапрасну пролитой солдатской крови (под Севастополем).

Тютчев прочитывался как поэт, близкий кругу «Со­временника». Некрасов отметил среди его стихотворений «Как птичка раннею зарей», «Как над горячею золой». Добролюбов — созвучное этим двум стихотворение «Рус­ской женщине», Чернышевский — «Наш век», «Вот от моря и до моря», «Эти бедные селенья», Тургенев — «Пошли, господь, свою отраду». Не случайно стихотворе­ние «Эти бедные селенья» вызвало широчайший резонанс в литературных кругах (и не только в них). В XIX в. на стихотворение отозвались разные поэты и писатели — И. И. Панаев, Т. Г. Шевченко, А. А. Фет, А. К. Толстой, А. Н. Майков, И. С. Тургенев, Ф. М. Достоевский. Сти­хотворение было воспринято чуть ли не как манифест народолюбия. Оно переписывалось в дневники, в письма друзьям, на него писали стихотворные ответы, пародии, цитировали в статьях и в художественных произведениях, брали из него эпиграфы.

 

[42]              Тургенев И. С. Несколько слов о стихотворениях Ф. И. Тютче­ва.— Современник, 1854, № 4, отд. III, с. 26; Тургенев И. С. Полн. собр. соч., т. 5, с. 427.

[43]              См.: Современник, 1852, № 4, отд. IV, с. 77—78; Некрасов Н. А. Полн. собр. соч., т. 9, с. 664, 665.
 
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

HTML tags are not allowed.