ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ОСВОЕНИЕ ПОЭЗИИ Ф. И. ТЮТЧЕВА

Дружинин подверг сомнению прогноз Некрасова о будущей популярности Тютчева: «…его вдохновенные про­изведения столько лет оставались в нашей литературе без слова сочувствия, без внимания читателей, а с трудами поэта многостороннего не могло бы произойти такого случая. С достоверностью можно сказать, что ежели круг читателей, образованных и жаждущих поэзии, остается много лет холодным к поэту истинного дарования, то причина холодности находится не в читателях только, но и в самом поэте. Область Тютчева невелика и доступна лишь крайне развитым ценителям, сам же поэт не только не сделал самой малой попытки к ее расширению, но, так сказать, не ступил ни одного шага навстречу своему читателю» 63.

В лагере «чистого искусства» был сформулирован тезис

об           избранничестве Тютчева. В 1858 г. в письме к Фету В. П. Боткин рассуждал: «Поверь же, высшая красота и поэзия всегда достояние только самого малого мень­шинства, и стихи гр. Ростопчиной гораздо понятнее для массы читателей, нежели стихи Тютчева или Пушкина» 64.

В литературном лагере, пе принимавшем теории и практики критического реализма, идея синтеза реального и идеального в искусстве получила специфическое разви­тие. В 1858 г. в «Русской беседе» была опубликована анонимная статья «Взгляд на задачи современной клити­ки», в которой автор давал как бы философское обосно­вание этого синтеза: «Реализм, как известно, происходит от слова res — вещь, дело. Ему противоположен идеа­лизм — от слова idea — мысль. Паука разделила эти по­нятия в мире человеческом; но в жизни, на деле, в сущ­ности они неразрывно соединяются. Какая же вещь, дело в человеке не есть проявление мысли? Какая же мысль в нем не переходит рано или поздно в вещь, в дело? Говоря философским термином, какое же реальное не есть воплощение идеального? И какое же идеальное не просится в реальное? Отсюда ясно, что реализм невозмо­жен без идеализма, а идеализм без реализма: реализм есть идеализм обнаружившийся; идеализм есть реализм в возможности. Но, повторяем: разделил их только анализ науки, а в сущности они нераздельны»65. Подвергая

 

[63]              Там же, с. 488.

[64]              Фет А. А. Мои воспоминания. 1848—1889. М., 1890, ч. I, с. 232—233.

[65]              Русская беседа, 1858, т. 1, кн. 9, с. 91—92.

 
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

HTML tags are not allowed.