ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ОСВОЕНИЕ ПОЭЗИИ Ф. И. ТЮТЧЕВА

ручьи», «грустные ивы», «нивы», «вешний певец», «пол­ночь нездешняя», «весны зов», «улыбнулся сквозь сон» (сравните «Еще земли печален вид» Тютчева).

Основной узел связей Фета с Тютчевым находится в «ночной поэзии». Данные старшим поэтом определения вошли в глубокие контакты с философско-художественными представлениями Фета и выразились в его стихах.

Картина звездной ночи в стихах Фета постоянно со­провождается тютчевскими мотивами, отголосками, обра­зными деталями, идейно-эмоциональной перекличкой. В «ночной поэзии» Фета обнаруживается тютчевский комплекс ассоциаций: ночь — бездна — тени — сон — виденья — тайное, сокровенное — любовь — единство «ноч­ной души» человека с ночной стихией. Шеллинговскую идею тождества природы и духа, получившую художест­венное воплощение в стихах Тютчева, Фет сблизил с системой представлений Шопенгауэра. Критики и фило­софы XX в. «ночную поэзию» Тютчева нередко восприни­мали по фетовской художественной интерпретации. Мно­гое из того, что соответствовало поэзии Фета, адресова­лось Тютчеву. Восторженные отзывы Фета о Тютчеве создали иллюзию их большой близости. Фет своей поэзи­ей, своим своеобразным развитием тютчевских традиций и своей статьей о поэте заложил основу легенды о нем как поэте-ясновидце, чуждом толпе, певце «полночи не­здешней». Такое прочтение Тютчева было принято симво­листами.

Примером чуть ли не отождествления поэтических об­ликов Тютчева и Фета могут служить стихотворения Я. П. Полонского «Памяти Ф. И. Тютчева» и «В день пятидесятилетнего юбилея А. А. Фета». В стихотворе­ниях рисуется образ, объединивший трех поэтов — Тют­чева, Фета и Полонского. Комплекс настроений, идей, образных деталей воспроизводит не двух разных поэтов, а одного и того же романтика-идеалиста, живущего в греках, устремленного к звездному идеалу, отворачиваю­щегося от земных кумиров. Различия поэтов намечаются лишь в заключительных строфах: в Тютчеве Полонский выделил демократизм и гуманность («он в народ свой верил и страдал»), а в Фете — эстетизм, служение внече- ловеческой «правде» (в его поэзии «солнце своим отра- женным лучом нам говорило: „Я солнце!»»).

Связи А. Майкова с Тютчевым просматриваются преж­де всего в сфере мировоззрения.

 
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

HTML tags are not allowed.