ЭВОЛЮЦИЯ ТВОРЧЕСКОГО ОБЛИКА В. Ф. ОДОЕВСКОГО

В. Г. Белинский, уже в «Литературных мечтаниях» очень высоко оценивший повести Одоевского, также дал общий анализ творчества писателя, но при этом исходил ил иных принципов оценки и исследования. Одоевский тогда привлекал Белинского как писатель-сатирик, би­чующий светское общество, «страшный и мстительный художпик», «талант могущественный и энергический»*. Поэтому из повестей, составивших впоследствии «Русские ночи», критик превыше всего оценил повести-сатиры «Бал», «Бригадир». В статье «О русской повести и повестях г. Гоголя» Одоевский показан с явным неодоб­рением как романтик, «поэт мира идеального, а не действительного»**, в повестях писателя критик хвалит только «верные картины действительности». Однако в статье Белинского романтические повести Одоев­ского о художниках и музыкантах, впоследствии вошед­шие в «Русские ночи», также получают одобрение: «Выс­шие мгновения жизни художника, разительнейшие про­явления его существования, дивная и горестная судьба были им схвачены с удивительною верностию и выра­жены в глубоких, поэтических символах»***. Белинский еще не может дать четкую оценку смысла и формы рож­дающегося на его глазах цикла романтических повестей «Русские ночи», но спор критика с Одоевским уже начат в его ранних статьях, хотя и не все претензии к писателю осознаны и высказаны.

 

* Белинский В. Г. Поли. собр. соч. М., 1953, т. 1, с. 97.

** Там же, с. 276.

***                     Там же, с. 275.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

HTML tags are not allowed.