ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ОСВОЕНИЕ ПОЭЗИИ Ф. И. ТЮТЧЕВА

К концу прошлого века, когда ожидание исторических катаклизмов приобрело необычайный размах, отношение к Тютчеву резко изменилось. Поиски социальной, фило­софской истины, откровений бытия, которые вели неко­торые слои буржуазно-дворянской интеллигенции к мистическому философствованию, к символизму, по-ново­му актуализировали и творчество Тютчева. Непосредст­венным и сильным толчком к тому явилась статья В. Со­ловьева «Поэзия Ф. И. Тютчева», написанная в1895 г., ей предшествовала статья «Красота природы» (1885), содержащая анализ стихотворений поэта. Заслугой В. Соловьева было не просто указание на Тютчева, как на поэта мысли, но попытка анализа содержания этой мысли в ее концептуальной завершенности. В стихах поэта-ромаптика он увидел философскую концепцию, созвучную его собственной.

Соловьев оттолкнулся от двух главных идей тютчев­ской поэзии — одушевления природы и выделения в ней двух начал: света и тьмы. Соловьев обнаружил в стихах признание поэтом мировой души. Особенно обстоятельно философ обосновывает концепцию противостояния двух начал. То, что в стихах Тютчева выступает в образах солнца, света, жизни, философ называет «зиждительным началом вселенной» — «Логосом». Его деятельность со­стоит в просветлении, преодолении «недуховного», безоб­разного, демонического «темного корня бытия» — стихий­ной слепой воли; Соловьев принимает имя, данное ей Тютчевым — «хаос». Красота поэзии Тютчева несет в себе подлинную красоту природы, которая определяется как «преображение материи через воплощение в ней другого, сверхматериального начала», а именно воплоще­ние идеи. В. Соловьев, опираясь на стихи Тютчева, вы­сказывает мысль об усилении сопротивления демониче­ского хаоса созидательному космическому началу на каждой новой, более высокой ступени бытия, в каждом живом существе, а в человеке особенно. Победа над демоническим хаосом в человеке достигается, по мнению философа, через православную религию. В. Соловьев вывел эту систему умозаключений и построил свою кон­цепцию творчества Тютчева в процессе анализа его сти­хотворений: «Как неожиданно и ярко», «Люблю грозу в начале мая», «Не то, что мните вы, природа», «Как хоро­-

 
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

HTML tags are not allowed.