ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ОСВОЕНИЕ ПОЭЗИИ Ф. И. ТЮТЧЕВА

шо ты, о море ночное», «Как весел грохот летних бурь», «День и ночь», «О чем ты воешь, ветр ночной?..», «Не остывшая от зною», «О вещая душа моя», «Поединок», «О как убийственно мы любим», «Умом Россию не по­нять». Поэтические образы, мотивы, отдельные приемы этих стихотворений вошли и в лирику самого В. Соловьева.

Тютчевский пантеизм Соловьев истолковывает в духе пантеизма мистического и христианской религиозности. Статью Соловьева о Тютчеве сопровождали стихотворе­ния «Ночь на рождество», «Сайма зимой», «Сумерки над Иматрой», «Воскресшему», «Наконец, она стряхнула», «Лишь только тень живых, мелькнувши, исчезает», напе­чатанные также в 1895 г. в «Вестнике Европы»78. Если для Тютчева связь хаоса и космоса — загадка, то Соловь­ев прямо заявил о «родительских» правах хаоса («Сайма зимой»). Как и Тютчев, он представил в стихах контраст ночи и дня, использовав даже его рифму «день—тень»; и у него «победные лучи», «весенний юный день», «про­будившаяся земля» весной, весенний березовый лес «в прозрачном полусне», и он, подобно Тютчеву, пропел гимн светлой весне. Но в отличие от Тютчева, усиливая символику света и тьмы, Соловьев вкладывает в эти два образа религиозно-мистический смысл: свет — добро — совесть — бог и, с другой стороны, тьма — зло — дьявол. Таковы линии ассоциаций у Соловьева; у Тютчева же было представлено на этих линиях только два первых звена (свет — добро; тьма — зло), и то с диалектически противоречивыми поворотами философско-художественного мышления. Скептицизм Тютчева у Соловьева заме­няется религиозным оптимизмом («Ночь на рождество»). Вслед за Тютчевым Соловьев развивает идею пантеисти­ческого растворения человека в природе; он пишет о весеннем преображении человеческого сердца («Воскрес­шему»), И у него сумерки — это момент всеобщего сли­яния в природе; и поэт создает даже подобие ритма тютчевских «Сумерек» в стихотворении «Сумерки над Иматрой».

Но в отличие от Тютчева лирический герой Соловьева, включающийся в мировое всеединство, не только духовно как бы общается с дорогими умершими, но и делает это будто бы в реальности. Тютчев мысленно обращается к

 

[78]              См.: Соловьев В. Поэзия Тютчева.— Вестник Европы, 1895, кн. 4; Соловьев В. Собр. соч. СПб., т. VI, с. 463—480.

 
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

HTML tags are not allowed.