ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ОСВОЕНИЕ ПОЭЗИИ Ф. И. ТЮТЧЕВА

борьбы, так как отношения между ними — отношения части к целому84. Такая интерпретация Тютчева как мрачного певца безраздельного господства ночи-хаоса была созвучна представлениям Мережковского.

Второе опровержение связано с нравственной оценкой космоса и хаоса, данной философом. Перцов утверждает, что тютчевские космос и хаос лежат вне категорий добра и зла, так как моральные оценки приложимы лишь к познанному миру, а хаос — это непознанное, недоступ­ное 85. Однако и в этом столкновении Перцова с Соловь­евым прав был отнюдь не критик. У Тютчева космос — это «мать-земля», в ней «есть душа», «есть любовь»; сле­довательно, она не стоит за пределами добра. Хаос (ночь) у Тютчева — «зверь стоокий», хаос «страшен» человеку — в этих определениях содержатся моральные оценки. У Перцова проявилась чисто декадентская тенденция «оправдания» источника страданий, оправдания зла.

Критику статьи Соловьева с позиций идеализма про­должал А. Волынский86. Он сделал два замечания: 1.

Соловьев представил мировоззрение Тютчева себе подобным. 2. Соловьев увидел истину поэзии Тютчева в открытии «темного корня мирового бытия». Волынский ставит под сомнение признание поэтом темной первоос­новы мира и одновременно отрицает истинность такого взгляда на мир. Направление замечаний Волынского про­тивоположно критике Перцова.

В. Саводник, тоже включившийся в дискуссию, не­сколько ограничивает категоричность мнений философа. Саводник считает, что Соловьев слишком приблизил Тют­чева к себе, лишив мировоззрение поэта противоречий, не заметил «иррелигиозности» его стихов о природе. Са­водник пишет об отсутствии единства в нравственной природе поэта.

Хотя идеалистическая критика отметила отсутствие адекватности между соловьевским истолкованием Тютче­ва и мировоззрением самого поэта, хотя было выражено понимание того, что стихи были использованы как иллю­страция для обоснования собственных выводов Соловьева, его концепция была принята символистами. Его мистиче­-

 

[84]              Перцов П. А. К. Толстой.— В кн.: Философские течения русской поэзии, с. 215.

[85]              Там же.

[86]              Волынский А. Борьба за идеализм, с. 234.

 
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

HTML tags are not allowed.