ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ОСВОЕНИЕ ПОЭЗИИ Ф. И. ТЮТЧЕВА

ское учение и его прочтение Тютчева соответствовали их философским и эстетическим устремлениям.

Символисты обнаруживают в поэзии Тютчева образы, настроения, идейные устремления, выражающие темное и зловещее в мировом и социальном бытии, слабость человека перед темной стихией, ощущение одиночества, неизбежности слияния с темной первоосновой мира. В ре­зультате символисты «прилеплялись душою» к Тютчеву и через родство с ним осознавали свои связи с романтиз­мом.

В. Я. Брюсов в послеоктябрьский период верно опре­делил социально-философскую основу единения символи­стов со своим «учителем». Связывая возникновение сим­волизма с кризисом капитализма и позитивизма, Брюсов отметил, что символисты увидели подлинное откровение в стихотворении «Silentium!», сделав своим лозунгом крылатую тютчевскую фразу: «Мысль изреченная есть ложь» 87. Если «мысль изреченная есть ложь», и никакая словесная логика не способна передать ход мысли, пости­гающей жизнь, и никакой литературный образ не может быть адекватным сознанию писателя, остается единствен­ный путь творчества — «поэзия намеков», символов — так воспроизводил Брюсов главную линию умозаключе­ний символистов об искусстве 88. Вяч. Иванов, развивая эту же идею, объяснял, что «молчи, скрывайся и таи», знамя Тютчева, открывает истину поэтического творчест­ва, согласно которой слово может выразить лишь внеш­ний, феноменальный мир, а подлинный, ноуменальный, постигается не в слове, а в лирическом внушении, в сим­воле, в звуке89. «Живая речь есть всегда музыка невы­разимого; „мысль изреченная есть ложь“,— говорит Тют­чев»,— так писал А. Белый 90. Он приходил к выводу о том, что в слове-символе соединяется «бессловесный» внутренний мир человека с «бессмысленным» внешним миром, он сводил лирическое творчество к магическому «заклинанию» через звукоподражания. «Silentium!» Тют­чева побуждало символистов разрывать с объективными

 

[87]              Брюсов В. Смысл современной поэзии.— Художественное слово.

Временник Литературного отдела НКП. М., 1920—1921, кн. 2.;

Брюсов В. Собр. соч. в 7 т. М., 1975, т. 6, с. 468.

[88]              Брюсов В. Смысл современной поэзии.— Художественное слово.

Временник Литературного отдела НКП, кн. 2; Брюсов В. Собр.

соч., т. 6, с. 468—469.

[89]              Иванов Вяч. По звездам. СПб., 1909, с. 37—38.

[90]              Белый А. Символизм. М., 1910, с. 429.

 
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

HTML tags are not allowed.