ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ОСВОЕНИЕ ПОЭЗИИ Ф. И. ТЮТЧЕВА

реалистическими принципами творчества и возвращать поэзию к романтическим истокам, в том числе и к роман­тической лирике Тютчева.

Философские корни символизма в значительной степе­ни питаются системами В. Соловьева и Шопенгауэра; их философские построения были соотнесены символистами с поэтическим наследием Тютчева.

Поправки концепции Соловьева раскрывали две тен­денции в осмыслении поэзии Тютчева символистами. Одни стремятся лишить его творчество нравственного пафоса, другие хотят приблизить его к апологетам религиозной морали. Одни видят в его лирике выражение христиан­ского духа, другие — демонического хаоса. Соловьев и его единомышленники стараются опираться на христианские образы и идеи в романтическом искусстве, и поэзия Тют­чева приспосабливается к этим целям.

Одной из ранних работ, несущих в себе вторую идей­ную тенденцию, оказалась глава «Элементарные слова о символической поэзии» в книге К. Д. Бальмонта «Горные вершины». Назвав Пушкина и Лермонтова «художествен­ными натуралистами», он противопоставил им Тютчева как певца «таинственных связей человека с мировым ла­биринтом хаоса»91 и отчуждения человека от реальной природы. Любовь поэта к природе равна нелюбви, так как он любит ее в моменты разложения, но, воспевая злую стихию хаоса, он выступает как поборник зла. На таком основании Бальмонт сблизил «Mal’aria» Тютчева с «Цветами зла» Бодлера и назвал русского поэта-романти- ка учителем символистов.

Приблизительно так же понял Тютчева Мережков­ский92. Он дал совершенно произвольное истолкование личности и творчества Тютчева. По мнению Мережковско­го, Некрасов и Тютчев противостоят друг другу, как поэт общественный противостоит поэту «безобщественному», поэту «колдуну», «порченому»; как сторонник революции противостоит защитнику абсолютного бездействия. Миро­воззрение Тютчева Мережковский сближает с философи­ей Шопенгауэра (с его книгой «Мир как воля и пред­ставление») и через него — с буддийским Востоком. Двоемирие Тютчева понимается Мережковским, как ложь кос­моса («все сущее ложь») и истина хаоса, бездны мрака,

 

[91]              Бальмонт К. Д. Горные вершины. М.: Гриф, 1904, с. 9

[92]              Там же, с. 86.

 
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

HTML tags are not allowed.