ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ОСВОЕНИЕ ПОЭЗИИ Ф. И. ТЮТЧЕВА

бездны ничтожества и зла. «Свет — зло, свет — грех, свет — смерть» 93,— произвольно. формулирует Мереж­ковский исходные принципы философии Тютчева. Приро­ду, воспетую Тютчевым и названную им «матерью», об­ладающей живой «душой», «любовью», даже «языком», Мережковский с декадентской безответственностью срав­нил с «мертвой девочкой», тянущейся к человеку с нечис­той лаской 94. У Тютчева он нашел любовь к злу, страда­нию, увяданию. Мережковский с большим подозрением относился к пантеизму Тютчева, улавливая в нем мате­риалистические тенденции, и стремился по-своему дискре­дитировать его: «Пантеизм — утверждение: бог все — от атеизма — утверждения: бог ничто, нет бога,— отделяет один волосок» 94, который у Тютчева иногда рвется. Общее определение философии Тютчева у Мережковско­го — «буддийский нигилизм». Нити, связывающие дека­дентов с Тютчевым, Мережковский увидел в «безобщест- венной», индивидуалистической позиции, в проповеди оди­ночества, «самоубийства», культе смерти, зла, страдания.

Однако среди символистов были и такие, которые ощу­щали неудовлетворение от декадентского искажения лири­ки Тютчева. Особенное возмущение у некоторых из них вызвала брошюра Мережковского «Две тайны русской поэзии. Некрасов и Тютчев», концепция В. Соловьева также полностью принималась не всеми.

Своими, особыми путями в освоении наследия Тютче­ва идут В. Брюсов и А. Блок.

Научные труды и поэзия Брюсова свидетельствуют о его глубоком проникновении в лирику Тютчева, о своеоб­разном прочтении его стихов и об успешном освоении поэтом XX в. некоторых тютчевских традиций.

Брюсов создавал на протяжении десятилетий собст­венную концепцию творчества Тютчева, в ряде существен­ных моментов полемичную по отношению к работам В. Соловьева и Мережковского.

Брюсов усматривает своеобразие Тютчева не в рас­крытии им «темного корня мирового бытия», а в идее: «Подлинное бытие имеет лишь природа в ее целом. Че­ловек — лишь «греза природы». Его жизнь, его деятель­ность — лишь «подвиг бесполезный». Вот философия Тютчева, его сокровенное миросозерцание. Этим широким

 

[93]              Там же, с. 86.

[94]              Там же, с. 94

 
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

HTML tags are not allowed.