ЭВОЛЮЦИЯ ТВОРЧЕСКОГО ОБЛИКА В. Ф. ОДОЕВСКОГО

Белинский отложил свое оконча­тельное суждение о писателе до выхода его собрания со­чинений.

Судьба Одоевского-писателя неразрывно связана с ис­торией его главной книги, составившей первый том со­брания сочинений 1844 г. Писавшаяся на протяжении более чем десяти лет, книга эта выразила не только ми­росозерцание самого писателя, но и многие идеи русского философского романтизма 30-х годов, мысли времени, о             котором в «Русских ночах» сказано: «Эта эпоха имела свое значение: кипели тысячи вопросов, сомнений, дога­док, которые снова, но с большею определенностию, воз­будились в настоящее время (написано в начале 60-х годов.— В. С.); вопросы чисто философские, экономиче­ские, житейские, народные, ныне нас занимающие, зани­мали людей и тогда, и много, много выговоренного ныне, и прямо, и вкривь, и вкось, даже недавний славянофилизм,— все это уже шевелилось в ту эпоху, как разви­вающийся зародыш» *.

Книга Одоевского как бы подвела культурный итог двух совпавших эпох русской эстетической жизни — ро­мантической и пушкинской. Автор ее был характерным представителем романтизма 30-х годов и вместе с тем пи­сателем пушкинского круга. Однако «Русские ночи» поя­вились в середине 40-х годов, когда в литературе господ­ствовало новое поколение, чьи идеи и творческие устрем­ления существенно отличались от мыслей Одоевского.

*                       Одоевский В. Ф. Русские ночи, с. 192.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

HTML tags are not allowed.